Найти в Дзене

ИИ vs Человек: первые цветочки личного опыта

Оглавление

Как написано в описании канала, он не только о дизайне и архитектуре, но ещё немого об обществе и о событиях, которые затрагивают или могут затронуть нас всех. Эта статья именно на такую тему.

Картинка с сайта depositphotos.com
Картинка с сайта depositphotos.com

Сегодня из каждого утюга вещают о скором пришествии искусственного интеллекта (ИИ). И не далёк час, когда он в прямом смысле заговорит с нами из каждого утюга и мультиварки. Пока же мы всё чаще сталкиваемся с отдельными элементами ИИ, внедряемыми крупными компаниями в самых разнообразных сферах.

Если это общение добровольное, оно обычно безобидно и интересно. Возьмите Алису от Яндекс. Приятная и полезная вещь в навигаторе и для голосового поиска в интернете. Особенно за рулём. Когда она только появилась, многие часами забавлялись беседами с ней. Да и сейчас иногда забавляются.

Буквально на днях видел, как компания бабулек, постоянно сидящая недалеко от нашего подъезда, увлечённо беседовала с Алисой. Кому-то из них внучок подарил смартфон. Очередной вопрос въедливых бабулек поставил Алису в тупик, и она не нашла ничего лучшего, как пожелать им хорошего дня и отключиться. Бабульки посмеялись, я тоже ухмыльнулся и пошёл дальше. Забавно, и безобидно.

Но так бывает не всегда. Иногда общение с "элементами ИИ" происходит вынужденно и безальтернативно. И вот тут уже всё совсем не так весело.

ИИ от Сбербанка

Вот к примеру Сбербанк. То, что его глава является ярым сторонником внедрения ИИ не только в банковскую сферу, но и вообще везде, знают многие. Недавно мне пришлось слегка ощутить аромат первых цветочков от трудов тёзки.

Есть у меня счёт и карта в Сбербанке. Несколько недель назад загружаю я личный кабинет и вижу рядом с данными счёта красную надпись: "недоступен". Денег там практически нет, но с какого перепугу он стал недоступен? Пробую перекинуть деньги с него на карту - перевелись, но надпись осталась.

Привычно звоню в поддержку. И приятный женский голос мне сообщает, что она Искусственный Интеллект от Сбербанка и будет рада мне помочь. Ух ты! Ну ладно. На просьбу описать проблему, пытаюсь изложить суть вопроса.

Надеюсь, я не с ней общался? (фото из интернета)
Надеюсь, я не с ней общался? (фото из интернета)

Я давно и много работаю в интернете, поэтому формулировать запросы для поисковых роботов умею. Но тут ситуация явно не стандартная для новорожденного ИИ. Она меня не понимает совершенно. Пробую изложить иначе и более примитивно - бестолку. В ответ мне предлагается перечень вопросов, которые она может помочь решить. Разумеется, моего вопроса в перечне нет.

Не особо этому удивляясь, прошу "девушку" соединить меня с оператором. И тут она начинает мне доказывать, что она лучше и быстрее любого оператора. Я повторяю просьбу. Барышня снова упирается и настаивает на своей эксклюзивности. После третьей попытки добиться контакта с человеком я получаю ответ, что все операторы заняты, что я могу попробовать решить свой вопрос через личный кабинет или снова обратиться к ней. И, как говорится, - давай, до свиданья! Повторная попытка закончилась так же.

Итог: минус 1:0... В пользу кого?

Алгоритм от Дзена

Большинство читающих Дзен и все пишущие на нём знают, что сначала статьи тут анализируются специальным алгоритмом. По сути, это всё тот же "элемент ИИ". От его оценки зависит, как и кому будет показываться та или иная статья.

Моя первая статья на канале была тоже на общественную тему. В тот момент только начинали вводить масочный режим, и мне очень не нравилось, как это происходит. Я проанализировал федеральные нормативные акты, распоряжения трёх губернаторов и написал статью, в которой высказал сомнение в законности требования покупки масок за свой счёт. Статья была исключительно аналитическая, с многочисленными цитатами и ссылками на официальные документы. Но она "поймала волну" эмоций.

За пару дней статью прочитали более 4,5 тысяч человек. А ещё через день она вылетела из показов и просмотры резко кончились. Алгоритм посчитал её попыткой срубить хайп, что на Дзене не поощряется.

Человек, тебе бан! (за основу коллажа взято фото из интернета)
Человек, тебе бан! (за основу коллажа взято фото из интернета)

Позже другая статья показала, что Алгоритм в принципе не понимает аналитических статей, а смотрит исключительно на отдельные слова и их сочетания.

Я написал статью, в которой провёл анализ причин обрушения многоквартирных жилых домов за последние 14 лет. Это был анализ с моей исключительно профессиональной точки зрения, как архитектора. Никаких эмоций, только факты: когда, где, причина и последствия. При этом упор делался именно на причины, приведшие к этим событиям. И, разумеется, никаких фотографий с мест или обсуждений последствий.

Так вот эта статья сразу не попала в показы. Их было всего несколько десятков за многие недели. В конечном итоге алгоритм Дзена выдал предупреждение, что статья эксплуатирует определённый контент и доступна исключительно по прямой ссылке. Повторюсь, ничего подобного там не было в принципе. Но Алгоритм зафиксировал некие стоп-слова и, не умея понять контекс их употребления, посчитал статью за попытку погреть руки на резонансной теме. А это им не приветствуется категорически. В итоге мне пришлось удалить эту статью.

Итог: минус 2:0

Неприятные выводы

К чему я всё это пишу? У меня есть серьёзные опасения, что внедрение ИИ в сферу анализа и управления приведёт к тому, что все выходящие за усреднённые рамки ситуации станут провальными по своему результату. Алгоритмы в принципе не могут решать нестандартные ситуации.

Хорошо, если со временем такие вопросы будут автоматически переадресовываться человеку, который сможет вмешаться и "разрулить" ситуацию. Но пока этого не происходит.

Алгоритм Сбербанка просто заканчивает разговор, а алгоритм Дзена просто снимает статьи с показа. При этом общение с человеком всячески затруднено. Когда же оно всё-таки происходит, люди оказываются либо некомпетентными, либо не имеют полномочий оспорить решение программы.

Я очень надеюсь, что в контактном центре службы спасения никогда не появится никакой ИИ...

-4

Ключевые слова:

#искусственный интеллект #дзен #алгоритм #человек и общество