Найти в Дзене

Буханка и Головастик завоёвывают мир...

Оглавление

История самого долго производящегося автомобиля страны, который на момент 2020 года стоит на конвейере аж 62 года!!! Это гораздо дольше чем "Нива". И за время производства произошёл, можно сказать, лишь один рестайлинг в 1965 году....Но вернёмся к истории автомобиля.

После окончания войны Ульяновский АвтоЗавод утвердил себя как самостоятельный автопроизводитель(ведь до этого в период Великой Отечественной Войны УАЗ был "прикреплён" к ЗиСу, так как именно ЗиС и основал это предприятие в Ульяновске), хотя на тот момент из автомобилей на УАЗе ничего самостоятельного не было, они собирали ЗиС-5М, а затем стали собирать ГАЗ-ММ и другую ГАЗовскую продукцию. И первой попыткой сделать свой собственный автомобиль, стал 1,5 тонный УАЗ-300 с двигателем в 50 л.с.(точно такой же устанавливали на М-20 "Победу").

УАЗ-300
УАЗ-300

Всего таких построили несколько прототипов, но по неизвестным обстоятельствам до серийного производства дело не дошло. то ли в то время у УАЗа не было мощностей, то ли они там передумали, вообщем неизвестно. Но эти автомобили я включил в историю не просто так, ведь именно эти автомобили положили начало созданию будущих Буханки и Головастика. К 1950 году завод уже во всю развивался и был готов начать производство собственных комплектующих, тем самым уменьшая свою зависимость от их поставок с ГАЗа. На заводе организовали сначала своё кузнечно-штамповочное производство, затем заработал главный сборочный конвейер. Также появились цех станков-автоматов, участок изготовления шасси и цех деревянных конструкций для автомобильных кузовов. Вместе с заводом стала развиваться и городская инфраструктура, для обеспечения всем необходимым граждан проживающих в некогда маленьком и скромном Ульяновске. Ведь именно благодаря УАЗу Ульяновск превратился в современный большой город и именно благодаря УАЗу были построены кинотеатр и концертный зал. Уже в декабре 1954 года наладили производство внедорожников ГАЗ-69. И вот в том же году на УАЗе появилось конструкторское бюро, на котором сразу приступили к созданию своего собственного автомобиля, а именно УАЗ-450, будущие буханки. И в следующем году на УАЗе подготовили первые пять прототипов бескапотных фургонов для нужд Советской армии под кодовым названием "Сороковка" (по-поводу того откуда взялось такое название, объяснить не могу, ещё в упоминаниях есть наиболее популярное название "сорока" и тут так же для меня неизвестно откуда(возможно плохо искал)). Шасси на "сороку" установили от ГАЗ-69, благодаря чему у автомобиля имелась хорошая грузоподъёмность и отличные внедорожные качества.

Первые предсерийные прототипы УАЗ-450 появились в 1956 году, которые сразу же отправили на испытания в горы Кавказа и Крыма. И после успешных испытаний, в октябре 1958 года началось производство легенды. При полной массе в 2,7 тонны это был первый советский грузопассажирский автомобиль малой грузоподъёмности, с кабиной над двигателем(короче говоря бескапотник). Первым представителем нового семейства автомобилей стал санитарный УАЗ-450А. Автомобиль получился простым, но при этом симпатичным с большим гнутым лобовым стеклом и дизайном не хуже западных аналогов. Салон имел достаточно места, по-крайней мере для пары носилок. А с учётом полного привода и мягкой подвески, автомобиль в своё время почти не имел себе равных специализированных автомобилей скорой помои для сельской местности. После 450А последовал УАЗ-450Д, бортовой грузовичок с полным приводом и грузоподъёмностью в 800 кг. Так же был просто фургон УАЗ-450, с грузоподъёмностью 750 кг. Ну и конечно же был микроавтобус УАЗ-450В на 9 мест, только в серийное производство не пошёл. Под капотом каждого устанавливался 4-цилиндровый бензиновый ГАЗ-М21Г, с низкой степенью сжатия и мощностью в 62 л.с., объёмом 2432 см3. По сути это был двигатель от "Победы", но с увеличенным с 82 до 88 мм диаметром цилиндров. От "Победы" "Сороке" досталась и 3-ступенчатая механическая коробка передач. Но и от ГАЗ-69 "Сороке" передалось шасси, крепкие ведущие мосты на листовых рессорах, барабанные тормоза, а так же 2-ступенчатый распределитель крутящего момента. Сами автомобили могли буксировать за собой прицеп массой 850 кг, а максимальная скорость была 90 км/ч, с расходом 14л на 100 км.

В 1960-е УАЗ ворвался с дальнейшем развитием своих бескапотных грузовых автомобилей, а за время серийного производства фургон прозвали "Буханкой", а бортовой грузовик "Головастиком". Такие названия появились из-за их внешнего облика. 12 декабря 1961 года началось производство модификаций УАЗ-450, которыми стали автомобили линейки УАЗ-451. И вроде они ничем с виду не отличались, та же колёсная база, тот же двигатель...НО, у него уже не было ведущего переднего моста (из-за чего стал заднеприводным) и раздаточной коробки. С колёсной формулой 4х2, УАЗ-451 предлагался как бортовой грузовик 451Д, фургон 451, ну и конечно же санитарный 451А. Так же существовал пассажирский микроавтобус УАЗ-451Б.

В 1960 г. были проведены испытания автомобиля ГАЗ-63ЭГ с гидропневматической подвеской, которые показали существенное улучшение плавности хода, именно с этого экспериментального автомобиля на УАЗе решили сделать новую подвеску для санитарных УАЗ-450А/451А. Так как изначально предполагали производство "Буханок" и "Головастиков" с новой подвеской, инженеры решили приспособить к ним уже существовавшие на заводе неразрезные мосты. Сначала инженеры установили более мягкие листовые рессоры, заменив амортизаторы большими гидропневматическими цилиндрами, с расчётом на то, что цилиндры будут поглощать все движения кузова, возникающих из-за мягких рессор, тем самым рассчитывая таким образом изолировать кузов от плохих дорожных условий. А поддерживать давление в гидравлической системе нужно было с помощью ручного насоса, а компенсировать чрезмерные крены кузова стабилизаторы поперечной устойчивости. Первые испытания успехов не принесли, но после небольших доработок и внесений некоторых изменений в рулевой механизм, "Буханка" стала хорошо передвигаться на высокой скорости по пересечённой местности без всяких лихорадочных хватаний за что попало на высокой скорости по неровным дорогам, чтобы удержаться на месте. Хотя водитель до сих пор мог ощущать неровности дороги через рулевое колесо, но пассажиры такого дискомфорта стали ощущать гораздо меньше. Единственной проблемой в проекте на тот момент являлась необходимость пользоваться ручной помпой и с развитием проекта появился в автомобили электрический насос, который при запуске двигателя автоматически корректировал высоту расположения кузова над землёй. Но несмотря на успешные испытания от насоса отказались и никаких официальных изъяснений не последовало.

ГАЗ-63. 63ЭГ выглядел примерно так же, но фотографий не нашлось.
ГАЗ-63. 63ЭГ выглядел примерно так же, но фотографий не нашлось.

И вот в 1966 году появляется обновлённая "буханка" со своим новым семейством, а именно УАЗ-452 и УАЗ-451М, те самые, которых мы привыкли видеть почти каждый день на дорогах общего пользования, ведь с 1966 года до наших дней мало что поменялось(НИ-ЧЕ-ГО не поменялось, как был "Буханкой", так и остался "Буханкой"). В новых моделях стоял мощщщный двигатель в 70 л.с., объёмом 2445 см3, созданный на базе силового агрегата ГАЗ-М21. Так же автомобили получили 4-ступенчатую коробку передач, усовершенствованные мосты. Ну и самое главное-обновлённый передок со слегка изменённым кузовом. Ещё в автомобилях появилась боковая грузовая дверь. Вместе со всем этим были внесены улучшения в механизмы сцепления и рулевого управления, а за счёт усиления шасси повысилась и грузоподъёмность всех автомобилей. Линейка УАЗ-451М состояла из одноимённого фургона грузоподъёмностью 800 кг и бортового грузовичка УАЗ-451ДМ, который уже мог перевозить тонну груза!! А максимальная скорость выросла до 95 км/ч. Полноприводные же модели получили общее обозначение как УАЗ-452. Линейка состояла из одноимённого фургона, "головастика" УАЗ-452Д, микроавтобуса УАЗ-452В и двух, хотя нет, даже трёх санитарных машин-УАЗ-452А, 452Г и 452С. Первые две различались числом перевозимых пациентов, а 452С предназначалась для эксплуатации в северных районах. 452С была оборудована печкой и кроме этого имела двойное остекление и утеплённый кузов. Испытания автомобиль успешно проходил зимой в Оймяконе, где температура опускалась ниже -60 градусов, и несмотря на всё это, автомобиль поддерживал внутри температуру 30 градусов. Сам же УАЗ-452 спокойно передвигался по снегу глубиной 50 см и перевозил 800 кг груза. И из-за своей высокой проходимости и надёжности, автомобиль чаще всего пользовался популярностью у военных. А в мае 1966 года, на международной агротехнической выставке удостоился высшей награды-золотой медалью. В октябре 1977 года фургону УАЗ-452 присвоили государственный Знак качества, а УАЗ-452Д признали эталоном советского качества.

В 1970-х на Ульяновском АвтоЗаводе решают продавать "Буханки" и "Головастиков" не только у нас, но и на британском рынке. Для этого УАЗ обратился в английскую группу UMO Group, у которых уже был опыт продажи советской сельскохозяйственной и строительной техники, наиболее известными были КрАЗы, продающиеся под маркой Belaz. Ульяновские автомобили исключением не стали, их продавали под разными названиями: Belaz 452, UAZ 452, Trekmaster 452. Так же продавали и самосвалы на шасси 452-Tipmaster. Сами кузова устанавливались на них по прибытию в Великобританию. В наше время про "Буханки" и "Головастиков" там давно забыли, хотя некоторые до сих пор катаются и с малой вероятностью их ещё можно встретить(Вообще почти такие же редкие, как ВАЗ-2107 для рынка Великобритании). Хотя в 2005 году "Буханка" незаметно промелькнула в роли полицейского фургона в кадрах фильма "Чарли и шоколадная фабрика" с Джонни Деппом в главной роли. Но так как "Буханку" тогда не привлекла особого внимания, то весной 2007 года этот автомобиль, как ни странно опять в синем полицейском цвете, в качестве приза журнала Practical Classics.

Рекламный снимок для продаж "Головастиков" в Британии под названием Trekmaster. Выглядит очень убедительно.
Рекламный снимок для продаж "Головастиков" в Британии под названием Trekmaster. Выглядит очень убедительно.

В 1980-х с "Буханками" и "Головастиками" почти ничего не произошло, хотя УАЗ пытался как-то обновить устаревшие фургоны и грузовички, но дальше опытных прототипов дело не пошло. Основными потребителями автомобилей стали военные, которые нуждались в полноприводных, неприхотливых автомобилях. Поэтому во время производства про комфорт почти забыли полностью. В 1985 году прекращается производство заднеприводных "Буханок", так как заднеприводные никому и не были нужны, особенно военным. Поэтому в дальнейшем все они выпускались только в полноприводном варианте. В этом же году модельный ряд полностью переименовали в соответствии с новой советской системой идентификации автомобилей: УАЗ-452 стал УАЗ-3741, "Головастик"-УАЗ-3303, микроавтобус УАЗ-452В стал УАЗ-2206, а санитарные 452А стали УАЗ-3962. Помимо этого изменился двигатель, УМЗ-451М поменяли на УМЗ-414.10. Новый движок имел такой же объём, но мощность выросла до 80 л.с. Соответственно выросла и скорость автомобилей до 100 км/ч (О боже он уже едет сотку). Новые автомобили оснащались 2-контурной тормозной системой с усилителем, новыми более надёжными мостами с изменёнными передаточными числами. В 1989 году двигатели серии УМЗ-451 опять модернизировали. На этот раз двигатель получил обозначение УМЗ-4178.10. Этими моторами автомобили оснащались вплоть до середины 90-х. Мощность у моторов была уже 92 л.с., что обеспечивало автомобилям максимальную скорость в 110 км/ч(аааа...ещё немного и будет двести). В 1990 году инженеры УАЗа выпустили четыре автомобиля, выполненные в варианте санитарных. Автомобили назвали УАЗ-3972, однако дело дальше четырёх автомобилей не пошло, в связи с распадом СССР. Ну а дальше наступили трудные времена...

Эпоха 90-х

У УАЗа был трудный путь после распада СССР, так как в советские времена УАЗ в основном производил автомобили для нужд армии и ни для кого больше, из-за этого на заводе автомобили почти не обновляли, а вся механика в автомобилях была чуть ни с 1958 года. Будущее уже совсем не казалось светлым... В первые постсоветские года на базе санитарного УАЗ-3962, вышла грузопассажирская версия УАЗ-39625 с откидными задними сидениями(прогресс и только). Два года спустя появились модификации микроавтобуса УАЗ-2206: 9-местный 220604 и 11 местный 2206033(ааааа...очень много цифр, тяжело...). Модели имели мягкую обивку салона и удобные сиденья, вместо прежних(звучит как новый S-класс, а на деле это всего лишь "Буханка"...опять моя тупая шутка, извините). В том же году УАЗ-3909-очередную грузопассажирскую модель на базе УАЗ-3751, с пятью дополнительными сиденьями и столиком за водительской кабиной, ну и не менее важный отдельный багажный отсек. Автомобиль мог перевозить 7 человек плюс 475 кг груза, его ориентировали в первую очередь на фермеров и охотников. В 1996 году УАЗ предложил опцию более объёмного(2890 см3) двигателя мощностью 98 л.с., а именно УМЗ-4218. Автомобили с этим мотором получали в добавку ещё одну цифру 9 к их модельному индексу. Так же обновлённые модели стали комплектоваться более удобными регулируемыми сиденьями с тканевой обвивкой, подголовником и кондиционером(вообщем комфорт и только).

Помимо фургонов у УАЗа были ещё и пикапы на шасси "Буханки". Первым из таких стал УАЗ-33036 с полностью металлической платформой, разработанный в 1996 году. Главной разницей между пикапом и фургоном была в удлинённой колёсной базе(2550 мм вместо тех 2300). Затем в 1997 году УАЗ разработал пикап с двойной кабиной 39094, имевший так же длинную колёсную базу и грузоподъёмность 625 кг. Так же была мало известная УАЗ-39095, представленный в 1996 году. Помимо удлинённой колёсной базы, автомобиль имел увеличенную двухместную кабину с откидной лежанкой и двумя вещевыми отсеками за сиденьями. Сама такая модель не стала популярной и уже в начале 2000-х о ней забыли вовсе.

В сентябре 2006 года начали ставить инжекторные УМЗ-4213 мощностью в 99 л.с., а каждая новая модель с этим движком получала дополнительную цифру 4 в индекс. Максимальная скорость выросла до 127 км/ч(не ну пацаны до 200 немного осталось). Элементы ходовой части, разработанные в 1966 году, трогать не стали(ведь действительно, зачем?)). Однако с 2007 года "Буханки" начали оснащать мостами типа Spicer, взятые от "Хантера",а так же передними дисковыми тормозами, новым и более компактным рулём с двумя спицами и переключателями на колонке рулевого управления, так же взятые от "Хантера". Ну а в 2008 году модельный ряд грузовичков переименовали, потому что двигатели "Евро-3" и два вида мостов. Обозначение "-310" означало наличие новых мостов Spicer, а "-312" указывал на более дешёвые мосты Timken, которые имели меньшее поперечное сечение, из-за чего могли лучше передвигаться по глубоким сугробам. Но в 2009 году для "Буханки" и "Головастики" получили 16-клапанный двигатель ЗМЗ-40904.10 мощностью в 128 л.с.(ну что пацаны, 200 км/ч не за горами). Версия со стандартом "Евро-3" именовалась как 4091.10 и выдавала каких-то жалких 112 л.с. по сравнению с 40904.10. Так же обновились и всеми "любимые" индексы, перечислять не буду, так как всего лишь добавили в конце "-95" (УАЗ-330395 к примеру(это пикап если забыли)). В 2011 году, вместе с новым стандартом для новых Российских автомобилей "Евро-4", появилась АБС!!!(Б-безопасность) в связи с обязательными требованиями законодательства. АБС входили в комплектацию моделей 2206 и вахтовых 3962.

Это же УАЗ-330395, не так ли?)
Это же УАЗ-330395, не так ли?)

В 2013 году представили новенький УАЗ-3909 Trophy броского оттенка морской волны. В комплектацию входил экспедиционный багажник на крыше, лестница, прикреплённая к кузову, для доступа к багажнику на крыше, ну и само собой преобразователь напряжения 12-220 В. И опять в 2014 году поменяли "обожаемые" всеми индексы, но если честно лучше не стало. К примеру УАЗ-33065 превратился в XT4GMD(и нет, это не чей-то ВИН-номер, а обозначение "Буханки"), а 220695 в XB4GMD. Были конечно же ещё, но чтобы было проще, эти индексы не стали официально входить в название автомобилей. Ну это конечно ещё ладно, нормально, но дальше, в 2016 году произошло нечто...Так как в 2015 году на заводе желали избежать падения спроса на автомобили(В 2015 купили 22102 автомобиля), то УАЗ понял, что долго автомобили так не проживут и начали думать над тем:"А что бы нам такого сделать, чтобы было офигенно?". В итоге инженеры посмотрели на автомобили других производителей и сказали:"А, у нас же нету достаточного комфорта в Буханках". И в 2016 году, впервые в истории "Буханок" и "Головастиков" водительское сиденье можно было двигать назад и вперёд(и это настоящая революция для коммерческих грузовичков от УАЗ). Но более того, сиденья обрели новый дизайн с подголовником и получили опцию подогрева(К-Комфорт). Помимо всего этого было ещё одно заметное изменение-салон полностью отделали звукопоглощающим мягким материалом, из-за которого теперь можно было услышать, что вещают по радио. Так же появилась 12-вольтная розетка для заряда телефонов и подключения GPS. Так же появился более комфортный новый руль в мягком чехле и рулевую колонку с индикаторами и переключателем стеклоочистителей(Зачем нужен Мерседес, если есть "Буханка"))).

УАЗ-3909 Trophy
УАЗ-3909 Trophy

Но как бы много новшеств не появилось в автомобили, проблемы остались проблемами. Одной из главных жалоб владельцев был треск, доносившийся из мест, где был закреплён кузов. УАЗ не стал медлить и дополнительно усилил те конструкции, а также снабдил проблемные зоны пластиковыми и резиновыми вкладышами, эффективно поглощавшие вибрации, которые во многом и становились причиной резких звуков(УАЗ молодцы). А в октябре 2016 года проходимость грузовичков увеличилась с появлением заднего моста Spicer с блокируемым дифференциалом Eaton в качестве опции. В 2018 году, УАЗ отметил 60-летие легендарной "Буханки". В честь этого события была представлена новая спецверсия полноприводного грузовичка "Юбилейный". Главное отличие от серийной модели-это двухцветная раскраска и эксклюзивный шильдик со старым логотипом УАЗа.

УАЗ‑220695-511-04 "Юбилейный"
УАЗ‑220695-511-04 "Юбилейный"

ИТОГ

И всё же несмотря на насмешки, дизайн или качество сборки, "Буханка" и "Головастик" не потеряли свою популярность, а в связи с ценой и проходимостью автомобилей, грузовички почти вне конкуренции. В 2017 году УАЗ-3909 "Комби" стал вторым самым продаваемым коммерческим автомобилем в России. Помимо него в список вошли ещё и УАЗ-2206 и 3741. "Буханка" и "Головастик" по сути можно назвать бессмертными, ведь они как были, так и будут спокойно покупаться, и спрос на него особо падать не будет. И конечно же хорошо что и сам УАЗ как-то пытается довести до ума собственные автомобили(хотя в наше время особо не заметно)и я буду надеяться, что УАЗ действительно когда-нибудь сделает свои автомобили надёжнее, безопаснее и более инновационными, так, чтобы с ещё большей гордостью можно было о них говорить...