Какие истории всегда интересны слушателям? Из чего состоит «сюжет» доклада?
Своим опытом и рекомендациями для эффективного выступления поделился Александр Языков, начальник отдела разработки отчетности ДСиИТ «ВТБ Страхование».
Подготовка к докладу
Содержание и структура доклада
Подготовка к выступлению – полезный процесс, он позволяет спикеру структурировать знания и опыт, выявить наиболее важные части доклада и сформировать собственный взгляд на выбранную тему. Нередко в процессе подготовки рождаются новые полезные и интересные идеи. Именно на данном этапе формируется логическая и ценностная основа темы, «плоть и кровь» выступления.
Сделайте свой доклад достаточно содержательным для неподготовленного слушателя, но не чересчур подробным для погруженной в тему аудитории. На мой взгляд, для достижения успеха на конференции необходимо рассказывать об опыте, достигнутых результатах и непосредственно бизнес-процессах. Кроме того, следует описать проблемы, с которыми вы столкнулись в вашей практической деятельности, и ресурсах, задействованных для изучения вопросов, поднятых в вашем докладе. И если результаты вашего труда впечатляют, то не стоит скромничать, ведь истории успеха всегда интересны аудитории.
Успешное выступление – полностью самостоятельно подготовленное докладчиком – от выбора темы до оформления презентации. Такой подход позволит вам наиболее полно донести информацию, лучше раскрыть тему и корректно ответить на сопутствующие вопросы, а также повысит взаимопонимание с аудиторией.
Чем лучше структурирован материал и логичнее подача информации – тем успешнее выступление. Не нужно забывать, что доклад – это своего рода рассказ со сцены, вид искусства особого жанра. И здесь важную роль играет «сюжет» – удачное развитие темы, компоновка фактов и примеров – все это помогает увлечь аудиторию и донести до нее умозаключения выступающего.
И, конечно, важна мотивация докладчика. Если спикер действительно пришел поделиться своими знаниями, опытом и мыслям с собравшимися, то это заметно и интересно.
Репетиция выступления
На мой взгляд, лучшая подготовка – это мысленная репетиция выступления. Для многих публичные репетиции – лишний стресс с сомнительными преимуществами, ведь каждая аудитория реагирует на один и тот же доклад по-своему. Поэтому не стоит близко к сердцу принимать каждое мнение. При отработке выступления достаточно сосредоточиться на содержании и хронометраже. С момента начала выступления время становится бесценным ресурсом, и нельзя тратить его на воспоминания и «хождения по кругу». Если вы не уложитесь в регламент, то снизится ценность вашего доклада и «смажется» впечатление о вас.
Роль презентации
Презентация очень важна, это полноценная часть выступления. Прежде всего, она дает возможность аудитории «на лету» воспринимать материал, структурировать его, а также находиться с докладчиком в едином образном и информационном пространстве. А выступающему слайды помогают не потерять нить выступления. В целом, стильная и красивая презентация украшает доклад и повышает эмпатию между спикером и слушателями. На слайдах вполне уместен юмор для снижения накала повествования.
Совет тем, кто выступает впервые
Выступать в первый раз сложнее всего. Однако отнеситесь к такому дебюту как к новому полезному жизненному опыту. При этом в ваших руках проведение всесторонней подготовки: «отшлифуйте» презентацию и будьте готовы рассказать все, что запланировали.
Во время выступления постарайтесь создать себе комфортные условия. Если вам удобнее выступать с трибуны – выступайте, если комфортнее ходить и жестикулировать – так и делайте. Это практически никак не мешает восприятию, особенно если вы спокойны, уверены в себе, владеете своей темой и ориентируетесь в презентации.
Если вам кажется, что выступление идет не лучшим образом, скорее всего, вы ошибаетесь, потому что аудитория воспринимает и ощущает ваш доклад не совсем так, как вы об этом думаете. Зато чем хуже ваши ожидания относительно реакции слушателей, тем приятней и неожиданней будет их благодарность.
Приглашаем на онлайн-встречи CFO Russia, где вы сможете послушать выступления топ-менеджеров ведущих компаний и перенять их опыт. Темы ближайших мероприятий – «Оптимизация бизнес-процессов в банках», Онлайн-конференция финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2020, «Управление проектами».
Перейдя по ссылкам, вы сможете увидеть спикеров и перечень вопросов, которые обсудят на каждой из встреч. Следите за нашими обновлениями и принимайте участие!