Найти тему

Меняем логопедов как перчатки...

С моим сыном работали 5 логопедов и 2 ABA-тераписта. Когда сыну исполнилось два годика, встал вопрос о том, кто с ним будет заниматься. Логопед-диагност от нас отказался: дама работала в Москве . Она оставила нам список рекомендаций по развивающим игрушкам для ребенка его возраста (им я поделюсь в следующем посте) и отбыла в свой реабилитационный центр.

Я живу в Подмосковье, в большом городе, где минимум два больших логоцентра, порядка 10-ти логопедических кабинетов, и еще один специальный реабилитационный центр для аутистов (одно время их было даже два). А еще у нас были: государственный реабилитационный центр, две лекотеки, вели прием ABA-логопед, психолог, сурдолог при ПМПК. Вроде бы много, но, как оказалось, мало...

Чтобы дать сыну полноценные знания, специалистов пришлось часто менять. Объясню почему.

-2
Во-первых, в 2 года ребенка то никто особо и не брал. Все ждали, когда вырастет и поумнеет. Практика эта откровенно порочная и для аутизма и для других проблем с речью.

Нас согласились принять только в одном логопедическом кабинете на другом краю города, где подрабатывала преподаватель из лекотеки. Тамара была специалистом по запуску речи у детей с синдромом Дауна, но она была единственной, кто согласился нас взять.

О ее программе запуска речи я уже писала. Из плюсов - ребенок стал лучше понимать речь, произносить звукоподражения и слова. Из минусов то, что Тамара не совсем понимала особенности своего ученика. Как правило, социальный интеллект детей с Синдромом Дауна достаточно высокий. Ребенок с таким синдромом будет работать на 100%, если вы дружелюбны, терпеливы и ласковы. У аутистов больше развит логико-математический интеллект и потребительское отношение к жизни: она идет мне навстречу - я ее нагну. С ними легче выстраивать работу товар-деньги-товар, начальник-подчиненный, т.е. устанавливать рамки и границы. Как работают с такими детьми, я писала тоже.

Наши занятия часто прерывались: у Тамары было родных 3-е детей, один из которых с особенностями. В один прекрасный день она сказала, что уходит из кабинета, т.к. ей тяжело быть одновременно частным преподавателем, работником государственной лекотеки и многодетной мамой.

Тамара передала нас Оле, которая только что вышла из декрета. Оля была специалистом по запуску речи у нейротипичных детей, но с переподготовкой по высокофункциональному аутизму. Она сразу выстроила для сына рамки: ты делаешь - ты получаешь увлекательную игру или игрушки. Процесс пошел быстрее.

Параллельно я выучилась на ABA-тераписта и отдала сына на ABA-терапию. 2-3 раза в неделю мы ходили на ABA, и 2-3 раза - к логопеду. Плюс мы занимались дома и сделали Томатис.

Тамара и Оля дали моему сыну не только речь, но и научили его играть, а меня - играть с сыном. Упражнения ABA и Томатис улучшили сотрудничество и восприятие ребенка.
Таким образом, к 3-м годам сын заговорил отдельными словами, научился играть в сюжетные игры.
-3

В это время Оля открыла в своем центре бесплатные групповые занятия: логоритмику, нейрокоррекцию, кукольный театр, кружок "умелые руки" и еще много чего. Естественно, мы воспользовались таким шансом. Ради социализации мы перестали ездить на ABA (занимались дома), а потом еще пошли в детский садик.

Первые полгода в детском саду мой сын вообще не понимал, что говорят ему дети, а сам говорить с детьми и воспитателями он начал только через год.

Я старалась не прерывать занятия. Если логопеды-тераписты были в отпуске, я нанимала других логопедов, благо, что после 3-х ребенка автоматически брали везде. Так мы познакомились еще двумя, но, если честно, у них были самые общие представления о том, как заниматься с таким ребенком. Когда мы ехали в отпуск, я набивала чемоданы каточками игрушками. Дефектолога у нас не было, многому я научила ребенка сама, используя методы ABA.

Оля довела ребенка до уровня простой фразы, но шагнуть дальше у нее не получалось: сын по-прежнему мало отвечал на вопросы, не использовал распространенных предложений, не была закончена программа по ABA, поэтому Оля передала ребенка Александре.

Саша только что приехала в наш город из Туркменистана. Она психолог, ABA-терапист и логопед-дефектолог в одном флаконе. С ней мы работаем над грамматикой русского языка, связанной речью и учимся отвечать на вопросы.

Как видите, наш опыт получился довольно пестрым. Хочу поделится своими наблюдениями.

-4

Что я поняла за 3 года работы над речью ребенка?

1. Самая большая ошибка - это ждать.

Чтобы ни говорили вам логопеды, если начать занятия до 3-х лет, результаты будут гораздо лучше.

2. Если от ребенка отказались все логопеды из-за возраста или аутичности, лучше всего начать с ABA.

Есть много дистанционных курсов прикладного анализа поведения. После окончания курсов вы можете купить индивидуальную программу развития вашего ребенка и заниматься с ним самостоятельно. Так вы сэкономите деньги и не упустите драгоценное время.

Еще один вариант: зайти на сайт частных логопедов (профи.ру или на других ресурсах). Там есть контакты логопедов, которые принимают у себя на дому или ходят к ученикам. Возможно, они согласятся заниматься в вашим ребенком.

3. Для успешных занятий хорошо бы выяснить точный и полный речевой диагноз. И это не аутизм. Специализация у логопедов разная, кто-то специалист по моторной алалии, кто-то - по бульбарной дизартрии, далеко не каждый логопед готов взять сенсорика, с которым придется учить русский как иностранный. Выяснить его можно только в процессе занятий.

Иногда ребенок получает хорошие результаты у одного логопеда, но потом перерастает его. Тогда надо менять логопеда и идти дальше. Даже если сам логопед - прекрасный человек и вы с ним подружились.

Мне повезло: мои логопеды оказались порядочными и заинтересованными людьми, и сами предлагали варианты замены. Но такой случай - один на миллион.

4. Когда логопеды пишут в своих резюме, что у них есть опыт работы с ребенком-аутистом , они часто врут. Кроме того, в любой профессии есть случайные люди. Пока не попробуешь - не узнаешь.

5. Сразу возникает вопрос, а сколько времени пробовать? Что можно считать критерием успеха?

Я думаю, что это:

- ребенок выполняет хотя бы половину заданий логопеда после месяца сотрудничества;

- в речи ребенка есть небольшой прогресс после 2 месяцев сотрудничества, например, появилось новое слово или звукоподражание.

6. Хотя я и хвалю ABA, это всего лишь один из методов со своими сильными и слабыми сторонами. Если есть другие варианты не бойтесь их пробовать. Мы запускали речь ребенка с помощью игрового логопеда, я об этом не жалею.

7. Все полученные у логопеда знания вы поддерживаете дома. Ваши занятия за столом могут быть не дольше 30 мин. в день, НО: в течение дня вам придется работать с просьбами, исправлять речевые ошибки и предлагать ребенку готовые речевые шаблоны. Вам также придется искать место, где ребенок обобщит свои речевые умения.

Т.к. аутисты, формально умеющие говорить, прямо таки не рвутся делится этим умением с с семьей и даже посторонними.

Я знала маму мальчика с синдромом Аспергера:

- Мой Витя вполне умеет говорить, на занятиях логопеда он произносит целые фразы, но дома он просит меня о чем то очень редко, если только ему надо, - жаловалась Полина.

Чтобы такого не произошло, родителям придется постоянно создавать ситуации, когда без речи ребенок не может получить желаемого.