Так уж получилось, что в современном мире совершенно невозможно обойтись без иронии. Число тем, табуированных от издёвки, постоянно снижается. Ну, в самом деле, попробуйте сказать про себя словосочетание «патриотический фильм» или «духоподъёмная песня», или «совесть замучает» или «чистая любовь» - чувствуете же, как губы раздвигаются в ироничной ухмылке? А ведь ни в любви к родине, ни в подъёме духа, ни в совести, ни в любви - нет ничего плохого, устаревшего или смешного, это совершенно естественные для человека вещи.
Почему же мы всё чаще не можем произносить эти слова ровно с тем смыслом, который они несут? Что заставляет нас над ними иронизировать? Я скажу, что. Фильмы, которые мы смотрим, статьи в интернете, которые мы читаем - мнения людей, которые почему-то считаются авторитетами. Молодой задор (а сегодня быть молодым можно до самой смерти), диктует отказ от серьёзного взгляда на реальность, превращает всё в шутку, в двусмысленность.
Нет, умная и, самое главное, уместная ирония - неплохая штука, она оттачивает ум, она скрашивает обыденность. Блестящий пример именно такой иронии, по моему мнению - фильм режиссера Ричарда Линклейтера, 2011 года – «Берни».
Берни - так зовут похоронного агента, и немного странноватого человека, появившегося в небольшом городке в Техасе. Наверняка, вы тоже сталкивались с такими людьми. В них вроде бы и нет ничего необычного, они стараются делать своё дело с большой тщательностью, они не нарушают норм, принятых в обществе, они внимательны, они всегда в хорошем настроении, и костюм их каждый день безупречен, на первый взгляд они даже лучше всех остальных - и, может быть, из-за этого эти остальные их недолюбливают. Какой-нибудь чертой они обязательно выделяются на фоне окружающих их людей. Чаще всего это мужчины, но какие-то "не такие мужчины". Нет, дело здесь не в сексуальных отклонениях от нормы, они гетеросексуальны - но они просто слишком активны в областях, которых обычные мужчины стараются избегать: самодеятельности, например, кулинарных конкурсов, занятий по вышивке и прочее и прочее.
Комфортнее всего эти мужчины чувствуют себя в женском обществе, там они сверкают всеми гранями, как самый настоящий бриллиант. Так и наш Берни. Его терпеть не может настоящий мужик шериф Денни Бак, зато все бальзаковские дамы городка - просто обожают Берни. Кроме одной очень богатой вдовы. Но она никого не любит. И никто не любит её. Однако, наш Берни почему-то именно её выбрал в сердечные друзья. И сумел-таки подобрать к ней ключик.
Итак, они сошлись, волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Но как это часто бывает, ненадолго. Укатали сивку крутые горки, и во время очередной ссоры Берни мочит старушку, а труп прячет в морозилку. И теперь обществу (и прежде всего суду) надо решить - насколько виновен любимец публики, или, наоборот, насколько он достоин снисхождения.
Фильм «Берни» - сделан вроде как в жанре чёрной комедии, но комедией может называться с большой натяжкой. Да, там есть чёрный юмор, прежде всего, в самом начале, когда мы знакомимся с главным героем, который занимается ритуальными услугами, а все чёрные комедии эксплуатируют тему смерти. Но потом фильм внезапно превращается в замаскированную социальную драму, в которой зрителю придется встать на какую-то из противоборствующих сторон. И ирония автора постепенно рассасывается, исчезает - под тяжестью основной темы, видимо.
Снятые с документальной достоверностью жители маленького городка в Техасе - не вызывают ни ненависти, ни какого-то особенно заразительного смеха - обычные люди, со своими тараканами, и со своим пониманием справедливости. Если им кто-то не нравится - они говорят «так ему и надо». А если кто-то им, наоборот, нравится, они говорят: «он не мог этого сделать, потому что он не такой человек». Мы тоже так делаем постоянно, правда ведь?
Но - преступление совершено, человек погиб. Пусть и противный, гадкий, нехороший, но человек же, был живой, а стал мёртвый - как с этим быть? Тот, кто виноват, должен быть наказан. Как именно, жестоко или помягче - не важно, на то есть следственные действия и адвокаты. Но вор должен сидеть в тюрьме, и Жеглов из «Места встречи изменить нельзя» прав. А вот как к приговору относиться людям, которые находятся всё же в стороне от дела, и всех нюансов, скорее всего, не знают, но очень хотят поучаствовать в торжестве справедливости? Очень просто – понимая мерзость преступления, но... с милосердием. И тут уже прав Шарапов. Они оба правы в том хрестоматийном споре, понимаете? Так часто бывает, оба правы, только смотрят с разных сторон.
Мне очень нравится наблюдение Фёдора Михайловича Достоевского на этот счет, а именно: «Народ никогда не корит арестанта за его преступление, как бы ужасно оно ни было, и прощает ему всё за понесённое им наказание и вообще за несчастье. Недаром же весь народ во всей России называет преступление несчастьем, а преступников несчастными».
Несчастье, понимаете? То есть то, от чего как не берегись, не застрахуешься - несчастье с каждым может случиться.