Во время поездки по суровому русскому Северу приключилась со мной весьма неприятная история: машина засела в песке. Причем ладно, если бы случай произошел по моей вине: полез в песок на моноприводе и закопался — эка невидаль!
Но нет, закопаться удалось даже на трассе. Такие уж дороги в Заполярье, ничего не поделаешь. А закопаться получилось на ставшей уже практически легендарной трассе в поселок Териберка, который расположен у черта на куличиках на берегу Баренцева моря...
До поселка от Мурманска около 130 километров. Из них примерно девяноста такие, как показано на фото сверху, то есть просто местами подразбитый и перелатанный асфальт. Ехать не особо приятно, но ничего плохого про состояние трассы тоже не скажу: такой асфальт у нас везде в регионах лежит и ничего, все жалуются, но ездят. А вот остальные 40 км — это грунтовка, причем грунтовка легендарная во всем смыслах...
Проехать можно на любой машине, но только чего это будет стоить... Каждую секунду все четыре колеса то вместе, то по очереди попадают в ямы. Ямы не настолько глубокие, чтобы зацепить днищем даже на низкой машине, но все равно ехать очень неприятно.
Кто-то, как я, крадется по грунтовке со скоростью 20 км/час, а кто-то наоборот пытается пролететь сложные участки на скорости 70-80, чтобы колеса не успевали попадать в ямы. Как говорится, больше газа – меньше ям: поговорка всем давно известная.
Но и эта грунтовка была бы просто неприятным дополнением к дороге на Териберку, если бы сейчас там не начали масштабную стройку. С двух сторон – со стороны Мурманска и из поселка – тянут навстречу друг другу асфальтовую дорогу. Сейчас эту дорогу как раз строят, а, как известно, для асфальта сначала кладется слой песка. Вот в нем-то как раз и получилось мне прилично "засесть"...
Ситуация выглядела следующим образом: в какой-то момент начинался песок и движение только по одной полосе. Кто-то садился сразу, кто-то чуть позже через сотню метров. Ни одной моноприводной машины, которая бы нормально проехала участок с песком, я не видел.
В одном месте даже села фура, которая везла бетонные блоки в Териберку: уж кто и как ее вытащил — тайна, покрытая мраком. Кстати, на следующий день эти бетонные блоки были уже аккуратно сложены около знака "Териберка" в начале поселка: значит, фуру все-таки как-то вызволили из песочного плена!
Матиз сел в песок: одно колесо крутится, остальные четыре стоят на месте — типичная беспомощность "пузотерки" в песке. Рядом едут полноприводные Каптюры, Икстрейлы и Крузаки: им-то такое легкое бездорожье по плечу!
Что делать в такой ситуации? Спускать шины? Да, а если не поможет? И тут подъезжает Крузер "сотка" и, не спрашивая ни слова, говорит: "Подождите пару минут, сейчас приеду — помогу". Через минут пять действительно приезжает, водитель говорит: "Давайте трос. Трос-то есть хотя бы?" – с явной улыбкой на лице.
Зацепили Матиз тросом, Крузак протащил нас пару сотен метров до места, где песок был уже хорошо укатан и все! Сказал спасибо водителю. Спрашиваю у него:
— А Вы тут всем так помогаете?
— Ну, ваша машинка уже пятая. Остановились помочь одним, а вы все постоянно застреваете — не бросать же посреди тундры людей.
И после этого еще говорят, что люди на Севере обычные! Человек безвозмездно помогает другим, тратя при этом свое время и бензин, ничего не прося в замен. Многим из нас стоило бы поучиться такому альтруизму...
Как думаете, где-то в другом месте, а не на Севере, помогли бы?