Найти тему

Как учится маленький ребенок

Дети младенческого, раннего и дошкольного возраста учатся наиболее интенсивно по сравнению с остальными периодами дальнейшей жизни, осваивая тело, приобретая жизненный опыт и огромное количество знаний и умений. Но этот учебный процесс» происходит особым образом, в соответствии с уникальной ПРИРОДОЙ ребёнка.

И «учится» - это не сидеть за партой и слушать чьи-то объяснения.
Вальдорфская педагогика раннего и дошкольного детства исходит из положения, что маленький ребёнок учится ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ.

Живя рядом со взрослыми и взаимодействуя с ними, находясь в обществе других детей, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, раздеваясь, осваивая действия с предметами домашнего обихода, научаясь завязывать шнурки, слушая сказку, качаясь на качелях и т.д., ребёнок всё время учится.

Процессы жизни и процессы учения для маленького ребёнка тесно слиты между собой.

Обучение и воспитание дошкольника – это процесс ЦЕЛОСТНЫЙ и ЖИВОЙ.

Аналогичное понимание мы находим у российских классиков педагогики. Луиза Карловна Шлегер (1863—1942) — русский и советский педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения пишет:

«Раз мы хотим создать детскую жизнь, то приходится говорить о ПРОГРАММЕ ЖИЗНИ, а не о программе занятий. А эта программа должна основываться на природных склонностях и стремлениях детей – общих, по наблюдениям, всем детям:
1) на их стремлении всё превращать в игру,
2) на стремлении к деланию вещей и к активности,
3) к движению,
4) к созданию и творчеству,
5) к драматизации всех окружающих их явлений и их подражательности».

То, о чём пишет Луиза Шлегер, в точности соответствует образовательному подходу в вальдорфской дошкольной педагогике.

Это лишний раз доказывает, что её принципы не противоречат отечественной традиции, но основаны на понимании детства как ОСОБОЙ САМОЦЕННОЙ фазы развития, что всегда подчёркивалось ведущими отечественными учёными.