Интеллигентный и почти немногословный, почти... если не затрагивать его любимую тему - КамАЗы. Потому что о КамАЗах он знает всё, и даже немного больше! 😁
Дважды отец и дед, человек с интереснейшей судьбой, который никогда не жалуется на трудности, хотя на его веку их тоже выпало немало. Недальнобойщик и просто хороший человек - Слава (Кузя Дикий) сегодня празднует свой день рождения! 🥳
"Никакой я не "дальнобойщик"- работал в ведомственных автобазах. На межгород ездил 2-3 раза в месяц - своеобразная "вишенка на торт". А так - по области и соседним городам. Туда-обратно - 550-600 км. Одним днём укладываешься, (если погрузка нормальная) а вот когда 1000-1500 километров в один конец, то по молодости, да - радости "полные штаны"! Потом уже как-то безразлично стало: просто вырвался на волю и всё.
В 87-ом году я женился и моя Наталья тоже со мной каталась во время отпусков. По районам области. Тогда активно плотины, дамбы, насосные станции строили. Обычно плечо было 120-150 км. Едем мы один раз с щебнем, (совок-"ласточка") дорога узкая, асфальт новый, за спиной тонн 11-12, около 80-ти на спидометре... Крутой левый поворот, сбрасываю газ - ноль внимания, несётся мой КамАЗ на прежней скорости, а я в поворот уже входил... Правая сторона цапнула обочину - летим мы в кювет.
Обычно в таких случаях говорят: "Я подумал то, я подумал сё..." БРЕШУТ! Да ничего я не успел тогда подумать! Только жене крикнул: "Держись!", да мысленно выругался. Правда, в последний момент машинально крутанул руля вправо... КамАЗ ударился правой стороной бампера о пашню и встал на колёса, щебëнка полетела через кабину, грохот стоял ужасный! Мне-то ничего, а супруга слегка приложилась лбом о лобовуху и пару ногтей сломала. У КамАЗа же бампер и правую подножку - в лепёшку, радиатор в хлам, ещё и поддон пробил чем-то. После оказалось, что у меня расстегнулось колечко на ключе зажигания и остальная связка ключей попала аккурат под педаль "газа". У старых КамАЗов была такая особенность: между педалью тормоза, газа и их основанием был зазор 8-10 мм, а снаружи - на поводках педалей, стояли гофрированные резинки, чтобы не поддувало. Так вот в эти зазоры частенько проваливалась грязь с обуви, наполняла эти резинки дóверху, а попавший некстати небольшой камешек или болтик заклинивал педаль в нажатом положении. Поэтому резинки выбрасывали, чтобы грязь проваливалась на асфальт. Ну сейчас такого нет. Улучшили, стало быть.
Свой "совок-коротышку" получал я в сентябре 89-ого года. Сдал его в мае 2005. Износил на нём 2 движка, 5 редукторов, 2 делителя, переднюю балку, кабину, два прицепа. А вот башмаки балансиров родные остались, с родными бронзовыми втулками! И коробка родная, РОДНАЯ (!), даже пломба заводская на крышке осталась. Правда, когда с новья ставил делитель, выковырял из неё две нижних заглушки и заменил первичный вал на короткий, без шлицов. Родной движок вы́ходил 370 тыс километров. Два раза на нем вкладыши менял, а после оборвался поршень на пятом цилиндре и он протянул "братскую руку" на обе стороны. Пятый шатун застрял в раме, а первый с обломком поршня вылетел прямо на дорогу. Я до сих пор его номер помню - 505335. Раньше мода такая была у гаишников - проверять номера двигателей. Ночью с 24.00 до 6.00 нужно было отмечаться на посту. Любимый их прикол: держать техталон в руке, а ты оттираешь номер и говоришь им вслух. Ну словно стишок на табуреточке читаешь, ей-Богу! Особенно это любили делать в Кстове, Пензе и Краснослободске. Причём в любую погоду.
Машины под себя собирал всегда сам, своими руками. (наши мотористы были бывшие водилы-лишенцы, в основном) Всё должно вставляться от руки, без особых усилий, а тянуть всё нужно "намертво" - тогда будет ходить и не "сопливиться". Со списанного КамАЗа 85гв снял движок, причём вал был стандартный, шлифанул под R1, поставил костромскую поршневую, Димитровградские вкладыши, (мичуринские вообще не ходили) бронзовые втулки с резиновым кольцом на головку вместо резиновых водяных пробок, красные прокладки с ручейком для слива масла в картер и по два маслянных колечка. После этот двигатель сняли и поставили на другой КамАЗ, на продажу. А мне другой сунули, (гораздо новее был) тоже под себя делал. Кабину новую от вояк привезли - старая сгнила после 12ти лет работы - (пол, пороги) не "целованная", не крашеная была. Я сам её продал (частнику) и купил в Автокоплекте новую поршневую. А когда и этот КамАЗ продали вместе с телегой, я сел на "колхозника": таскал, в основном, облицовочный кирпич с Саранска, Нижнего Услона (Казань), Канаша, Тольяттиазот и пр. Арматуру для облицовки зданий с Лобни, лак с Чапаевска, асбестовые трубы с Чамзинки, фасанину с Златоуста и пр., пр... Всё не упомнишь.
Ну а потом... Сначала грузовой контроль, тахограф, "большой брат", Платон. И все хотят с тебя сорвать, урвать, ошкурить. Тут некоторые пишут, что, мол, если ездишь по правилам и законам, то всё у тебя будет хорошо. Ага, щаз! Может где-то и есть такое, но только не в нашем районе, а высоко в горах.© Всегда тебя сделают крайним - или грузополучатель, или грузоотправитель. Они все свои косяки списывают на водилу. Ты уже изначально, априори в их глазах тупорылоникчемныйполуводилоездюк. Вот и начинаешь задавать себе вопрос: "А оно мне надо?" Но не будем о грустном! Случай вот один вспомнился, хотя... сложно назвать его смешным, или грустным - скорее, трагикомедия.
Как-то раз в пепельнице, в КамАЗе, 3 тысячи карманных денег спалил. Обычно зимой чуть-чуть форточку открываешь и окурок выбрасываешь. Там целая "система": стекло если открыто - продует , если немного открыть - окурок не лезет, да и на спальник может задуть. А у меня как раз форточкой прижат был пакет с колбасой и копчёным салом - холодильник, так сказать. Ну и курил в пепельницу - забыл, что там деньги на карманные расходы. Загорелось не сразу - после третьего или четвёртого окурка. Говорят - деньги не пахнут. Брешут, очень даже пахнут! Как запáхло деньгами - тут же вспомнил, что они в пепельнице лежат! Лежали... Сгорели мои 3000 рублей, под чистую! Приличная сумма, по тем временам. Не зря говорят, что курение - это зло!"
Слава может рассказать ещё много-много всяких историй: 28 лет за рулём КамАЗов - это Вам не шутки! Но пусть сегодня именинник отдыхает и принимает наши поздравления! 🥳