«Зачем он нужен, этот русский?!» – воскликнул однажды на моём уроке ученик. Вопрос мотивации встал передо мной крайне остро. Ещё несколько лет назад мне, учителю русского языка, и в голову не приходило, что когда-то придется искать ответ на этот вопрос. Как это – зачем нужен русский? Какие нужны причины? Но сегодняшние дети так не считают, и мне пришлось серьезно задуматься над тем, что им ответить.
И всё-таки, зачем он нужен, этот русский?!
Дети приходят в школу уже говорящими на русском языке. Т. е. русский язык мы на уроке не учим.
Для будущей успешной жизни? Но мы знаем много людей, которые не пишут грамотно, но в жизни успешны!
Зачем учить орфографии? Ведь неправильное написание не нарушает общения! (например СМС)
Итог раздумий сложился в небольшой список: «Зачем учить русский язык». В нём всего 2 пункта:
1) Русский язык нужен «для дела».
2) Изучаем родной язык «для себя».
А грамотность и развитая речь – показатель общей культуры человека.
А как объяснить всё это первокласснику? Что же должно первокласснику служить мотивацией к изучению русского языка, которая в идеале должна быть сформирована у ученика начальной школы?
Ответить на этот вопрос мне и моим ученикам помогает учебник «Русский язык» (автор Иванов С.В.).
· Быть грамотным – признак культурного человека. Грамотность, как и аккуратность, вежливость, воспитанность, - это культура человека.
· Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность — это показатель моей культуры.
· Мне бы хотелось научиться так говорить, чтобы мой собеседник понял меня, чтобы моя речь свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек.
· И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками».
Отвечать на вопрос «Зачем он нужен, этот русский?!» мне пришлось не только моим ученикам, но и их молодым родителям, которые сами недавно закончили школу.
А зачем нужны эти грамматические разборы? Эти приставки–суффиксы? Эти главные члены предложения? Это теоретическая часть, почти не имеет выхода в практику. Зачем тогда она нужна?
А вот зачем:
В процессе получения этих знаний мы развиваем логическое и абстрактное мышление, и возможно, простые логические операции по выделению суффикса в слове, определение и подчёркивание главных и второстепенных членов помогут ребёнку, а потом уже и взрослому человеку в трудный час сделать правильный выбор в непростой жизненной ситуации.
#русский язык в школе
#начальная школа
#учебная мотивация