Найти тему
Елена Ткаченко

"ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН, ЭТОТ РУССКИЙ?!"

«Зачем он нужен, этот русский?!» – воскликнул однажды на моём уроке ученик. Вопрос мотивации встал передо мной крайне остро. Ещё несколько лет назад мне, учителю русского языка, и в голову не приходило, что когда-то придется искать ответ на этот вопрос. Как это – зачем нужен русский? Какие нужны причины? Но сегодняшние дети так не считают, и мне пришлось серьезно задуматься над тем, что им ответить.

На уроке русского языка
На уроке русского языка

И всё-таки, зачем он нужен, этот русский?!

Дети приходят в школу уже говорящими на русском языке. Т. е. русский язык мы на уроке не учим.

Для будущей успешной жизни? Но мы знаем много людей, которые не пишут грамотно, но в жизни успешны!

Зачем учить орфографии? Ведь неправильное написание не нарушает общения! (например СМС)

Итог раздумий сложился в небольшой список: «Зачем учить русский язык». В нём всего 2 пункта:

1) Русский язык нужен «для дела».

2) Изучаем родной язык «для себя».

А грамотность и развитая речь – показатель общей культуры человека.

А как объяснить всё это первокласснику? Что же должно первокласснику служить мотивацией к изучению русского языка, которая в идеале должна быть сформирована у ученика начальной школы?

Ответить на этот вопрос мне и моим ученикам помогает учебник «Русский язык» (автор Иванов С.В.).

· Быть грамотным – признак культурного человека. Грамотность, как и аккуратность, вежливость, воспитанность, - это культура человека.

· Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность — это показатель моей культуры.

· Мне бы хотелось научиться так говорить, чтобы мой собеседник понял меня, чтобы моя речь свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек.

· И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками».

Отвечать на вопрос «Зачем он нужен, этот русский?!» мне пришлось не только моим ученикам, но и их молодым родителям, которые сами недавно закончили школу.

А зачем нужны эти грамматические разборы? Эти приставки–суффиксы? Эти главные члены предложения? Это теоретическая часть, почти не имеет выхода в практику. Зачем тогда она нужна?

А вот зачем:

В процессе получения этих знаний мы развиваем логическое и абстрактное мышление, и возможно, простые логические операции по выделению суффикса в слове, определение и подчёркивание главных и второстепенных членов помогут ребёнку, а потом уже и взрослому человеку в трудный час сделать правильный выбор в непростой жизненной ситуации.

#русский язык в школе

#начальная школа

#учебная мотивация