Психологам известна шкала стрессогенных факторов Холмса-Рея. На ней каждому жизненному происшествию присвоено определенное количество баллов. Так, самое тяжелое потрясение - это, несомненно, смерть близкого человека. Сто баллов. А незначительное правонарушение - 11 баллов, Рождество (в России больше актуально для Нового года) - 12. В целом все по делу расставлено. Но вот 20 баллов на переезд - это не для русского человека. Для сравнения 30 баллов присвоили возвращению долга. Американцы более мобильны. Для них нормально несколько раз за жизнь сменить не только дом, но и штат. Россияне же более оседлы.
Жизнь Марины Цветаевой была довольно бесприютной. Первая половина ХХ века выдалась самой тяжелой даже по меркам российской истории. И поэтессе пришлось немало пометаться по стране и по углам. И сложно найти дом, который бы твердо ассоциировался с ее именем. Причем так было с самого детства, когда семья из-за болезни матери покинула Россию. Марина жила сначала в Италии, потом в Швейцарии, затем в Германии. И это скитание продолжится всю жизнь.
Несколько месяцев сестры Марина и Анастасия Цветаевы провели в 1913-14 годах в Феодосии. "Это сказка из Гауфа, кусочек Константинополя, - писала младшая сестра. - И мы поняли - Марина и я, - что Феодосия - волшебный город и что мы полюбили его навсегда". Марина же, естественно, высказалась стихами:
Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.
Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Дом, в котором жила Анастасия и гостила Марина, сохранился. Теперь там музей. Смотреть в нем особо не на что. Цена - 250 рублей. Но вообще денег не жалко в том случае, если ты зашел и провел в стенах достаточно длительное время. Без экскурсовода внутри вообще толком делать нечего. Есть несколько подлинных предметов, которых касалась рука Цветаевой. Но сильно ли это обогатит ваш внутренний мир? В общем, ни для обычных туристов, ни для любителей поэзии. Лучше почитать стихи.
Марина Цветаева с мужем и дочкой Алей жила на даче в десяти минутах ходьбы от этого домика. Пожалуй, Феодосия и Крым вообще - одно из немногих мест, где поэтесса была счастлива. Кстати, с Сергеем Эфроном, будущим супругом, она тоже познакомилась в этих краях. Мирная жизнь, теплое море, незнание того, какие катастрофы ждут Россию впереди, талант, молодость и любовь - пожалуй, отличный набор для того, чтобы радоваться жизни.
Читайте также: В гостях у Цветаевой