Найти тему
Navygaming Channel

Вести из типографии: 150-мм орудия для нового "Кенигсберга"

Рассматривая на этапе проектирования вооружение нового лёгкого крейсера для немецкого флота (будущего "Кенигсберга"), немецкие конструкторы не стали «мудрить» и пытаться кого-то удивить при выборе калибра и количества орудий главного калибра. Вспомним, что японские крейсера вооружались 140-мм орудиями, советские типа «Красный Крым» – 130-мм, а французы, неожиданно забыв об экзотичных 138-мм, 164-мм и 194-мм пушках, перешли на «Дюге Труэн» к 155-мм артиллерийским системам. В немецком флоте всё было более консервативно, и выбор был сделан в сторону проверенных орудий калибра 150 мм (если быть точнее – 149,1 мм, то есть 5,9 дюйма). Действительно, проблем и сложностей и так хватало, так что отвлекаться на «освоение» нового калибра было бы неразумно. Забегая вперед, отметим, что эти орудия использовались на всех последующих лёгких крейсерах, построенных в 1920-1930-е годы, и они, по некоторым оценкам, были немного более мощными, чем 15-сантиметровые орудия, использовавшиеся на линейных кораблях и эсминцах немецкого флота.

Легкий крейсер "Кенигсберг" с тремя башнями 150-мм орудий
Легкий крейсер "Кенигсберг" с тремя башнями 150-мм орудий

Новое 150-мм орудие SKC/25 было разработано КБ фирмы «Рейнметалл-Борзинг» (г.Дюссельдорф). Согласно данным Дж.Кэмпбелла, 150-мм/60 орудие «Кенигсберга» состояло из внутренней трубы, лейнера и казённой части с вертикальным скользящим клиновым затвором (механизм затвора – ручной).

Интересно, что при создании новой артиллерийской системы немцы всё же внедрили «новинку». Немецкие конструкторы приняли концепцию длинноствольного орудия с очень высокой начальной скоростью и не очень тяжёлым снарядом. В это время в Великобритании и США наметилась как раз обратная тенденция, согласно которой для увеличения живучести ствола, уменьшения его разгара и, соответственно, рассеивания снарядов, старались уменьшить скорость и использовать тяжёлые снаряды. Немцам же удалось достичь вполне приемлемой живучести (500 выстрелов боевым зарядом) при высокой скорости. В то же время была предусмотрена дополнительная мера для увеличения живучести ствола и срока службы орудия – уменьшенный заряд весом 14,1 кг (боевой заряд – 19,3 кг), обеспечивавший начальную скорость в 835 м/с. Вес орудия составлял 11 970 кг, длина ствола составляла 9 080 мм, объём зарядной каморы – 27,7 дм3.

Для орудия были разработаны три основных типа снаряда: бронебойный (АРС L/3,7), фугасный с донным взрывателем (HE L/4,4, по сути – полубронебойный), фугасный с головным взрывателем мгновенного действия (HE L/4,5).

Кормовые башни крейсера "Кенигсберг"
Кормовые башни крейсера "Кенигсберг"

Бронебойный снаряд P.SPR L/3,7 ( по английскому обозначению - АРС L/3,7) имел длину 3,7 калибра, вес 45,5 кг и разрывной заряд весом 885 г (1,9 % от веса снаряда). Теоретически, по расчётам (по данным В.Кофмана), он мог пробить 200-мм броневую плиту из незакалённой крупповской стали на дистанции 25 кбт (4 625 м) при идеальном угле встречи и около 120 мм такой же брони на дистанции 50 кбт (9 250 м). В то же время, по данным сайта navweaps.com, немецкий бронебойный снаряд на дистанции 3 200 м мог пробивать броню толщиной только 60 мм, а на дистанции 11 200 м – 20 мм.

Любопытно, что, как пишет В.Кофман, бронебойный колпачок, увеличивающий пробиваемость при углах встречи, близких к 90 градусам, играл отрицательную роль при более острых курсовых углах цели, и при 30 градусах 50-мм броневая плита оказывала такое же сопротивление, как и 120-мм при прямом угле. В связи с этим рекомендовалось при острых углах даже против бронированных целей использовать полубронебойные (фугасные с донным взрывателем) или фугасные снаряды. Фугасный снаряд с донным взрывателем (так сказать полубронебойный) имел вес 45,5 кг, содержал 6,7 % ВВ (примерно 3,3 кг) и на дистанциях до 60 кбт (11 200 м) пробивал 50-мм нецементированную броню. В то время как фугасный снаряд с головным взрывателем (45,3 кг, ВВ=3,9 кг) на такой же дистанции пробивал только 20-мм броню, но практически при любом угле встречи. Фугасные снаряды также отлично подходили для поражения торговых судов и небронированных боевых кораблей, например, эсминцев, более крупные из которых приходились удачными целями и для полубронебойных снарядов.

Крейсер "Кенигсберг" в Гдыне, 1935 год
Крейсер "Кенигсберг" в Гдыне, 1935 год

Таким образом, имея довольно широкий выбор боеприпасов, можно было выбирать наиболее подходящие для поражения конкретных целей. В этом плане артиллеристы немецких крейсеров имели некоторое преимущество перед своими иностранными оппонентами, в распоряжении которых имелось как правило два типа снаряда (фугасный и бронебойный). Другое дело, что при длительном бое или долгом рейдерстве один из типов снарядов мог закончиться, после чего могла встретиться наиболее подходящая для него цель.

Заряжание – раздельное, вес полного заряда составлял 19,3 кг и обеспечивал начальную скорость 960 м/с. При угле возвышения 40° эти орудия могли послать бронебойный снаряд весом 45,5 кг на дальность 25 700 м (примерно 138 кбт) при использовании основного заряда. Если использовался уменьшенный заряд (как правило для стрельбы по береговым целям) – 115 кбт (21 300 м). Техническая скорострельность 150-мм орудий (цикл заряжания – 7,5 секунды) составляла 6-8 выстрелов в минуту, что было неплохо (вспомним у «Дюге Труэн»: теоретическая скорострельность 5-6, практическая – 3 выстрела в минуту).

Орудия устанавливались в башенные трёхорудийные установки LC/25 весом 137 т, наведение которых обеспечивалось по горизонтали со скоростью 6-8 градуса в секунду в пределах 150 градусов на каждый борт, по вертикали – 8 градусов в секунду в диапазоне от -10 до +40 градусов.

Схема трехорудийной башни крейсера типа "К"
Схема трехорудийной башни крейсера типа "К"

Бронирование башен пришлось сделать довольно «лёгким», сыграли свою роль весовые ограничения: лобовая плита имела толщину 30 мм, боковые и задние стенки – всего 20 мм. Размещение кормовых башен явилось одной из особенностей крейсеров данного типа. Стараясь обеспечить максимально возможные углы обстрела по носу, конструкторы использовали эшелонную схему размещения двух кормовых башен (по типу линкоров и линейных крейсеров кайзеровского флота), при этом возвышенную башню сместили влево от диаметральной плоскости, а кормовую – вправо. Такое размещение оказалось довольно экстравагантным для лёгких крейсеров и более не применялось. Надо отметить, что проверить правильность (или ошибочность) предложенных конструкторских решений в реальном бою не получилось – ни один из германских лёгких крейсеров Второй мировой не участвовал в продолжительном артиллерийском бою с кораблями противника. В то же время при стрельбе из 150-мм орудий по береговым целям особых нареканий и серьёзных неудобств не было высказано.

У кормовых башен легкого крейсера типа "К"
У кормовых башен легкого крейсера типа "К"

Орудия располагались в индивидуальных люльках, боекомплект – 120 боевых снарядов на ствол, всего 1 080 снарядов. Управление башен частично электрическое, частично – гидравлическое. Подача снарядов и зарядов обеспечивалась гидравлическим приводом, позади основной подачи располагалась резервная, приводившаяся в действие электрической лебедкой. В то же время внутри башни все операции (перемещение снаряда и заряда из подачи в казённую часть орудия, их досылка, управление затвором) осуществлялись вручную.

Но, по мнению экспертов, большим недостатком было не слабое бронирование башен или отсутствие средств автоматизации в башне, а практически полное отсутствие противопожарной защиты устройств подачи боезапаса – от проникновения огня из башни в погреба защищала единственная асбестовая завеса между рабочим отделением башни и её вращающейся структурой. К счастью, этот недостаток не проявил себя в реальных боевых условиях.

Легкий крейсер "Кельн" в Кильском канале, лето 1935 года
Легкий крейсер "Кельн" в Кильском канале, лето 1935 года

За счёт использования трёхорудийных башен в диаметральной плоскости (практически) «Кенигсберг» и его систершипы имели преимущество в количестве орудий в бортовом залпе, что смогло обеспечить им небольшое огневое преимущество над вероятными «противниками». Соотвественно, по весу бортового залпа за счёт количества орудий и высокой скорострельности крейсер «Кенигсберг» превосходил почти всех своих «одноклассников», кроме крейсеров типа «Дюге Труэн» с их тяжёлым снарядом (56,5 кг). Однако по весу минутного залпа он превосходил и его из-за низкой скорострельности 155-мм орудий «француза». Таким образом, «Кенигсберг» вполне обоснованно занял первое место среди лёгких крейсеров мира по огневой производительности, а по дальности стрельбы разделил первое место с французским крейсером (на период ввода в строй).

Специфическое размещение кормовых башен крейсера типа "Кенигсберг"
Специфическое размещение кормовых башен крейсера типа "Кенигсберг"

В то же время, несмотря на принятые меры, похвастаться высокой живучестью орудий немцам (500 выстрелов) было трудно, британские и французские крейсера (670 и 700 соответственно) превосходили «немца» по этому параметру. Однако напомним, что немецкие конструкторы предусмотрели уменьшенный заряд, который мог нивелировать этот разрыв. При этом немецкое орудие оказалось самым тяжёлым, превосходя на треть более крупнокалиберные французские орудия. .....

Более подробно с особенностями конструкции и боевой службы легких крейсеров типа "Кенигсберг" вы ВСКОРЕ сможете познакомиться в новом выпуске журнала Navygaming (№4(39)/2020)

Вы можете ознакомиться с другими статьями, посвященных проектированию и боевой службе крейсеров данного типа здесь:

Вести из типографии: Немецкие крейсера типа «К» - попытка соответствовать традициям и тенденциям

Вести из типографии: «Кенигсберг» - новый немецкий разведчик при эскадре

СВО
1,21 млн интересуются