Собрались мы однажды с женой в отпуск. Страшно хотелось в Европу, но не просто в Европу, а на автомобиле. Не спрашивайте зачем — хотелось. На Украине тогда ещё было относительно спокойно, но более простым и прямым был путь через Белоруссию. Так мы доехали до Чехии в 2012 году и до Словении в 2013. Семь лет прошло — ужас какой.
Когда-нибудь я соберусь с духом, и перепишу заметки о тех славных временах, когда бенз был по 27, а доллар по 30. Ну а пока — что впечатлило простых уральских ребят при транзитном путешествии по стране партизан, аистов, сосен да тумана.
Самая засада поджидала нас на этапе подготовки к путешествию. Я не сильно люблю экспромт. А в вопросах обеспечения быта практически не выношу. Поэтому все ночевки были продуманы заранее, и в первый заезд в Белоруссии мы не ночевали. А почему? А потому что тогда забронировать жильё у наших западных братьев было нетривиальной задачей. Это сейчас у нас есть Яндекс, Гугл, Букинг и АйрБнБ. В далеком уже 2012 на Гугл Мэпс Белоруссия выглядела белым пятном с единственной трассой, а Букинг показывал пять государственных гостиниц на весь Брест. Каждая из которых стоила как отель на крепкие четыре звезды в центре Праги.
В 2013 я проявил настойчивость и откопал на том же Букинге небольшой мотельчик на МКАДе за весьма умеренные деньги. Чисто переночевать. Это позволило нам посвятить время Брестской крепости и не умереть от переутомления в дороге.
Дороги
Если россиянин решил поехать на запад, а особенно если он москвич или просто едет через столицу, то поедет он по М-1. Оно же Минское шоссе или Е30. Прекрасная четырехполосная #дорога, примерно через 400 километров которой, если считать от Москвы, стоит совершенно рядовой синий знак, который оповещает вас о том, что вы въехали в Рэспублiку Беларусь. Никакого пограничного или таможенного контроля для обычных граждан при пересечении границы между союзными государствами не предусмотрено.
Единственное что могут проверить патрули дорожной службы ГАИ — наличие зелёной карты. Это такой международный аналог ОСАГО, который можно оформить либо перед выездом из дома в любой страховой, либо у самой границы в одном из ларьков. Которых тут — через каждые триста метров.
Дорога М-1 пронзает Белоруссию насквозь, обходя все населенные пункты, и упирается в Брест. Для транзита — очень удобно. Через некоторое время после границы стоит знак ограничения 120 километров в час, и можно гнать. Покрытие не супер ровное, но вполне пристойное. Если ехать по правилам, с парой заправок можно пересечь Белоруссию примерно за шесть часов.
Русские дороги в 2013, и тем более в 2012 году, были весьма неравномерного качества. От этого равномерно хорошая трасса по Белоруссии выглядела сильно непривычно и весьма приятно. И конечно впечатлял повышенный скоростной лимит.
Впечатляет это все только в первый раз, сказывается эффект новизны. Привыкнув, замечаешь, что #трасса на красивости небогата: все 600 километров вдоль дороги тянутся поля, перелески и очень пологие холмы.
Язык
Кроме скорости и качества дороги, трудно не обратить внимание на забавные указатели на белорусском языке. Это до сих пор малопонятное мне явление: все местные говорят по-русски, реклама на русском, радио на русском, телевизор на русском. Местные говорят даже почище, чем жители юга России. И только дорожные указатели на Белорусском.
Грамматика белорусского абсолютно совпадает с русской. И слова большей частью тоже. Только возникает ощущение, что писал их ребенок старшего дошкольного возраста: буквы уже выучил, а орфографию — нет. Из-за этого приходится местами тратить заметное время на конвертацию своеобразной транскрипции в понятные русские слова. Зачем это сделано неясно.
Многие могут возразить: "Ага, а ничего, что Белоруссия имеет право разговаривать на том языке, на каком хочет? И государственный там ваще-то Белорусский, зачем тебе русский." Имеет, конечно. Только никто на нём не говорит. Везде кроме указателей используется русский.
Более того, если бы вдруг белорусы озаботились удобством гостей страны, то среди них масса русских. Также едут украинцы и европейцы, преимущественно поляки. Тогда логичнее было бы писать на русском, дублируя польским или английским написанием.
Деньги
Так бы Белоруссия отличалась от Смоленской области меньше чем Татарстан от Нижегородской — татарский менее понятен непричастным — но есть ещё один прикол. Это местная валюта. Белорусский рубль. В то далекое время ещё неденоминированный, с кучей нолей на банкнотах.
Но познакомились с "зайчиками" мы лишь со второго раза. Первый-то раз мы ж ехали и ехали по трассе, никого не трогали. Только заправлялись да ели пару раз. А заправляться на М-1 можно за любую валюту: рубли, евро, доллары и белорусские рубли. Цены на заправках сразу в четырёх валютах. И сдачу дают в тех деньгах, которыми платил. Поэтому за бензин платили мы рублями.
Но когда мы решили первый раз напасть на местный общепит, с нами случился досадный факап. В кафе правила, применимые к оплате топлива, уже не работают. Но это пол беды, не принимали там и банковские карты. О чем сообщила нам совершенно советского вида продавщица за прилавком. Пришлось ехать дальше, пока не нашли более современную АЗС.
Во второй заезд был план осмотреть Брестскую крепость, поесть и заночевать. Поэтому на границе, в ожидании таможенного оформления, были поменяны $100. Этой суммы хватило на гостиницу, ужин и даже удалось заправить десяток литров девяносто пятого на сдачу. Как говорил герой фильма "Евротур": "Мне нравится обменный курс в этой стране!"
Прочие впечатления
В 2012 году родная страна была гораздо дальше от благоустроенности чем сейчас. На фоне неравномерно развитых регионов, часто с убитым покрытием даже на федеральной трассе М-7, территория Белоруссии выгодно выделялась своей ухоженностью. Никакого мусора, разметка, заборчики, аккуратно подстриженные газоны и засеянные поля.
Народ живет небогато. Подчеркну: не бедно, а именно небогато. То есть здесь вы не встретите такого обилия новых иномарок, как в Москве или Питере. Или даже Екатеринбурге. Но также вы не увидите обилия отечественного автопрома. Белорусы предпочитают подержанные европейские машины в том числе и на дизеле — благо, тогда они были доступны — а из-за разницы в правилах таможенного оформления дилеры продавали там множество модификаций, которые не поставлялись в Россию. Сейчас набор моделей в автосалонах наших стран стал идентичным.
Такая же ситуация с недвижимостью: объёмы строительства есть. Это видно и в Бресте, и на МКАДе. Нет, это не Москва, застраивающая пригороды гектарами многоэтажных новостроек. Но и не деградирующая аграрная глубинка России.
Другое дело, что вызывало очень сильное удивление: страна находится прямо на транзитной трассе, по которой осуществляется сообщение с Европой солидной части России. Все условия для развития придорожного сервиса: кафе, отелей и прочего. А его почти и нет.
Если кто-то ездил после 2013 года, напишите, как оно? Стало лучше?
И так везде: пишут, что белорусы молодцы — сохранили многое от СССР. Да, молодцы, но Союза нет уж четверть века. Пора бы как-то развить сохранённое? Афиши дворца культуры, выполненные в советском стиле, конечно вызывают определенную ностальгию. Но выглядят уж больно старомодно. Просто как пример.
С другой стороны, люди, с кем нам довелось общаться, очень доброжелательные. На дороге все ведут себя прилично и спокойно. В магазинах и кафе приветливы и отзывчивы. Если бы не отдельная валюта и несуразные надписи на указателях, понять, что ты в отдельной стране, а не в Витебской области было бы очень трудно.
Пожалуй, надо будет рассказать и о том, как мы побывали в Брестской крепости. Место очень интересное и сильное.