Найти тему

Как мы транзитом познакомились с Белоруссией восемь лет назад

Оглавление

Собрались мы однажды с женой в отпуск. Страшно хотелось в Европу, но не просто в Европу, а на автомобиле. Не спрашивайте зачем — хотелось. На Украине тогда ещё было относительно спокойно, но более простым и прямым был путь через Белоруссию. Так мы доехали до Чехии в 2012 году и до Словении в 2013. Семь лет прошло — ужас какой.

В 2012 путешествовать на автомобиле было чуток сложнее чем сейчас
В 2012 путешествовать на автомобиле было чуток сложнее чем сейчас

Когда-нибудь я соберусь с духом, и перепишу заметки о тех славных временах, когда бенз был по 27, а доллар по 30. Ну а пока — что впечатлило простых уральских ребят при транзитном путешествии по стране партизан, аистов, сосен да тумана.

Самая засада поджидала нас на этапе подготовки к путешествию. Я не сильно люблю экспромт. А в вопросах обеспечения быта практически не выношу. Поэтому все ночевки были продуманы заранее, и в первый заезд в Белоруссии мы не ночевали. А почему? А потому что тогда забронировать жильё у наших западных братьев было нетривиальной задачей. Это сейчас у нас есть Яндекс, Гугл, Букинг и АйрБнБ. В далеком уже 2012 на Гугл Мэпс Белоруссия выглядела белым пятном с единственной трассой, а Букинг показывал пять государственных гостиниц на весь Брест. Каждая из которых стоила как отель на крепкие четыре звезды в центре Праги.

Брест приглашает: на въезде в город стоит плакат с картой местных туристичесикх объектов
Брест приглашает: на въезде в город стоит плакат с картой местных туристичесикх объектов

В 2013 я проявил настойчивость и откопал на том же Букинге небольшой мотельчик на МКАДе за весьма умеренные деньги. Чисто переночевать. Это позволило нам посвятить время Брестской крепости и не умереть от переутомления в дороге.

Дороги

Если россиянин решил поехать на запад, а особенно если он москвич или просто едет через столицу, то поедет он по М-1. Оно же Минское шоссе или Е30. Прекрасная четырехполосная #дорога, примерно через 400 километров которой, если считать от Москвы, стоит совершенно рядовой синий знак, который оповещает вас о том, что вы въехали в Рэспублiку Беларусь. Никакого пограничного или таможенного контроля для обычных граждан при пересечении границы между союзными государствами не предусмотрено.

Единственное что могут проверить патрули дорожной службы ГАИ — наличие зелёной карты. Это такой международный аналог ОСАГО, который можно оформить либо перед выездом из дома в любой страховой, либо у самой границы в одном из ларьков. Которых тут — через каждые триста метров.

Дорога М-1 пронзает Белоруссию насквозь, обходя все населенные пункты, и упирается в Брест. Для транзита — очень удобно. Через некоторое время после границы стоит знак ограничения 120 километров в час, и можно гнать. Покрытие не супер ровное, но вполне пристойное. Если ехать по правилам, с парой заправок можно пересечь Белоруссию примерно за шесть часов.

Узнать о том, что вы попали в Белоруссию, можно по дороге, которая становится подчеркнуто аккуратна. И указателям с очень странными обозначениями.
Узнать о том, что вы попали в Белоруссию, можно по дороге, которая становится подчеркнуто аккуратна. И указателям с очень странными обозначениями.
И подписям на знаках
И подписям на знаках

Русские дороги в 2013, и тем более в 2012 году, были весьма неравномерного качества. От этого равномерно хорошая трасса по Белоруссии выглядела сильно непривычно и весьма приятно. И конечно впечатлял повышенный скоростной лимит.

Впечатляет это все только в первый раз, сказывается эффект новизны. Привыкнув, замечаешь, что #трасса на красивости небогата: все 600 километров вдоль дороги тянутся поля, перелески и очень пологие холмы.

Язык

Кроме скорости и качества дороги, трудно не обратить внимание на забавные указатели на белорусском языке. Это до сих пор малопонятное мне явление: все местные говорят по-русски, реклама на русском, радио на русском, телевизор на русском. Местные говорят даже почище, чем жители юга России. И только дорожные указатели на Белорусском.

Грамматика белорусского абсолютно совпадает с русской. И слова большей частью тоже. Только возникает ощущение, что писал их ребенок старшего дошкольного возраста: буквы уже выучил, а орфографию — нет. Из-за этого приходится местами тратить заметное время на конвертацию своеобразной транскрипции в понятные русские слова. Зачем это сделано неясно.

Многие могут возразить: "Ага, а ничего, что Белоруссия имеет право разговаривать на том языке, на каком хочет? И государственный там ваще-то Белорусский, зачем тебе русский." Имеет, конечно. Только никто на нём не говорит. Везде кроме указателей используется русский.

Не совсем везде. Иногда. Очень иногда встречаются и надписи на зданиях с использованием мовы
Не совсем везде. Иногда. Очень иногда встречаются и надписи на зданиях с использованием мовы
Но о том, на каком языке говорит и думает народ лучше всего рассказывает вот такой плакат.
Но о том, на каком языке говорит и думает народ лучше всего рассказывает вот такой плакат.

Более того, если бы вдруг белорусы озаботились удобством гостей страны, то среди них масса русских. Также едут украинцы и европейцы, преимущественно поляки. Тогда логичнее было бы писать на русском, дублируя польским или английским написанием.

Деньги

Так бы Белоруссия отличалась от Смоленской области меньше чем Татарстан от Нижегородской — татарский менее понятен непричастным — но есть ещё один прикол. Это местная валюта. Белорусский рубль. В то далекое время ещё неденоминированный, с кучей нолей на банкнотах.

На сто баксов миллионером стать тогда не удалось. Надо было менять стописят
На сто баксов миллионером стать тогда не удалось. Надо было менять стописят

Но познакомились с "зайчиками" мы лишь со второго раза. Первый-то раз мы ж ехали и ехали по трассе, никого не трогали. Только заправлялись да ели пару раз. А заправляться на М-1 можно за любую валюту: рубли, евро, доллары и белорусские рубли. Цены на заправках сразу в четырёх валютах. И сдачу дают в тех деньгах, которыми платил. Поэтому за бензин платили мы рублями.

Милый нюанс: М-1 трасса платная, но не для россиян. При въезде на пункт оплаты перед тобой просто открывали шлагбаум
Милый нюанс: М-1 трасса платная, но не для россиян. При въезде на пункт оплаты перед тобой просто открывали шлагбаум

Но когда мы решили первый раз напасть на местный общепит, с нами случился досадный факап. В кафе правила, применимые к оплате топлива, уже не работают. Но это пол беды, не принимали там и банковские карты. О чем сообщила нам совершенно советского вида продавщица за прилавком. Пришлось ехать дальше, пока не нашли более современную АЗС.

Во второй заезд был план осмотреть Брестскую крепость, поесть и заночевать. Поэтому на границе, в ожидании таможенного оформления, были поменяны $100. Этой суммы хватило на гостиницу, ужин и даже удалось заправить десяток литров девяносто пятого на сдачу. Как говорил герой фильма "Евротур": "Мне нравится обменный курс в этой стране!"

Прочие впечатления

В 2012 году родная страна была гораздо дальше от благоустроенности чем сейчас. На фоне неравномерно развитых регионов, часто с убитым покрытием даже на федеральной трассе М-7, территория Белоруссии выгодно выделялась своей ухоженностью. Никакого мусора, разметка, заборчики, аккуратно подстриженные газоны и засеянные поля.

Народ живет небогато. Подчеркну: не бедно, а именно небогато. То есть здесь вы не встретите такого обилия новых иномарок, как в Москве или Питере. Или даже Екатеринбурге. Но также вы не увидите обилия отечественного автопрома. Белорусы предпочитают подержанные европейские машины в том числе и на дизеле — благо, тогда они были доступны — а из-за разницы в правилах таможенного оформления дилеры продавали там множество модификаций, которые не поставлялись в Россию. Сейчас набор моделей в автосалонах наших стран стал идентичным.

Новостройки Бреста и типичные участники дорожного движения на дорогах Белоруссии
Новостройки Бреста и типичные участники дорожного движения на дорогах Белоруссии

Такая же ситуация с недвижимостью: объёмы строительства есть. Это видно и в Бресте, и на МКАДе. Нет, это не Москва, застраивающая пригороды гектарами многоэтажных новостроек. Но и не деградирующая аграрная глубинка России.

Другое дело, что вызывало очень сильное удивление: страна находится прямо на транзитной трассе, по которой осуществляется сообщение с Европой солидной части России. Все условия для развития придорожного сервиса: кафе, отелей и прочего. А его почти и нет.

Если кто-то ездил после 2013 года, напишите, как оно? Стало лучше?

И так везде: пишут, что белорусы молодцы — сохранили многое от СССР. Да, молодцы, но Союза нет уж четверть века. Пора бы как-то развить сохранённое? Афиши дворца культуры, выполненные в советском стиле, конечно вызывают определенную ностальгию. Но выглядят уж больно старомодно. Просто как пример.

С другой стороны, люди, с кем нам довелось общаться, очень доброжелательные. На дороге все ведут себя прилично и спокойно. В магазинах и кафе приветливы и отзывчивы. Если бы не отдельная валюта и несуразные надписи на указателях, понять, что ты в отдельной стране, а не в Витебской области было бы очень трудно.

Пожалуй, надо будет рассказать и о том, как мы побывали в Брестской крепости. Место очень интересное и сильное.