Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Речь. Диктанты. Как диктовать не различающему звуки ребёнку.

Итак. Диктанты, как способ улучшить фонематический слух.

Я написала, как организовала последовательность написания диктантов.

А сейчас расскажу, через какие этапы мы прошли, и через какие, на мой взгляд, нам ещё предстоит пройти.

Диктант. Что может быть сложного. Слушай и записывай.

Но, если у тебя беда с обработкой звуков, то как ты можешь вообще что-то разобрать? Никак.

И что делать?

Всем известно, как диктуют диктанты.

В начале прочитывается предложение. Потом первое слово. А если ребёнок маленький, то далее первое слово начинает прочитываться по слогам.

Но у нас проблема такого масштаба, что ни о каких слогах и речи идти не может. Поэтому очевидно диктовать по буквам.

1. Это и есть первый этап. Диктовка по буквам. А если ребёнок не слышит совсем? Надо помогать. Как? Я перебирала слова на эту букву, пока сын не поймёт какая буква. В следствии чего у него даже свой опознавательный набор слов появился.

2. Когда более менее этап с побуквенным чтением пройден. А он, как я понимаю, самый длинный.

И уже в течении первого этапа начинается такая штука. Лично я стала замечать, что сын начал записывать слова, которые очень часто встречаются в тексте: ещё, вот, там, они, он и простые слова, или слова, которые он уже просто знает. Как мне кажется, это не очень связано со слухом. Но выглядит очень внушительно, когда ребёнок слышит слово ёжик и способен его сразу записать. Не знаю, как назвать этот этап, но мне кажется, что он обязательно придёт.

3. Дальше я начала замечать, что сын начал писать некоторые открытые слоги. Вот мы как раз сейчас на этом этапе. Например КОШКА — сын способен записать КО и КА. Уже без буквенной диктовки. Очевидно, что как только начинается этот этап, нужно сокращать побуквенное чтение до минимума. Но, конечно же, аккуратно. Потому что в нашем случае он пишет открытые слоги только с гласными А О У Е И, остальные Я Ё Ю Э Ы, если не сделать акцент, то напишет как первый ряд. То есть, подойдя к этому этапу, я узнала, что он не различает мягкость согласных (с какого перепугу ему её различать, если недавно он и сами согласные не особо различал).

Итак, в этом этапе происходит некая дифференциация действий учителя. Открытые слоги с доступными ему гласными я читаю целиком, другие проговариваю по буквам. При этом я всегда после прочтения слова делаю микропаузу, после прочтения любого слога тоже делаю микропаузу. Всё это для того, чтобы дать возможность сыну сделать то, что он может. И только, если он ошибается или ничего не делает, уточняю звук. Это важный момент. Потому что, если постоянно диктовать в привычной, например, побуквенной манере, то можно не заметить, что ребёнок уже способен писать слова целиком. А это, конечно, ошибка со стороны учителя.

4. Каким я вижу следующий этап. Работа над слогами с йотированными гласными.

5. Работа над закрытыми слогами. Потому что сейчас он не способен услышать в слове ЛЕДОХОД слог ОД целиком. Будет что-то одно, или О или Д. Но это ещё плохой пример. В слове ПЕРЕЛЁТ он может написать ПЕРЕЛОТ, даже если я скажу ему отдельно ЁТ.

6. А дальше слова целиком, как я понимаю.

7. И только потом правила орфографии. Потому что о каких вообще правилах, глухих-звонких согласных в конце слова и безударных гласных может идти речь, если он их не слышит.

Итак. Надеюсь, наш опыт поможет кому-то, кто хочет писать с ребёнком диктанты. Хочет, но ничего не получается. Потому что, как очевидно, из написанного выше, диктовка, в случае такого слуха, а может и аутизма (тут не знаю) — это очень длительный процесс, разложенный на многочисленные этапы. И не получится что-то пропустить или ускориться. Ребёнок просто не сможет осилить неподъёмную задачу. А если не понимать этого, то будет казаться, что он не хочет или не может выполнять задание. Он может, только надо всё правильно организовать и двигаться за ребёнком.

Удачи и терпения вам!!!