Дорогие зрители и читатели, каюсь! Позор на мою голову! Сэр Сиддхартх явил нам очередной весьма странный историко-сюжетный выверт, а я, только отсмотрев почти пол-фильма и сунувшись кое-что проверить, спохватываюсь, что от нас были сокрыты важнейшие, прямо таки сюжетообразующие факты! Потому что учитывая их, сюжет пришлось бы выстраивать несколько иначе, и, смею думать, он получился бы даже логичней.
И ведь сама упоминала в начале, что персы прекрасно знали, что такое Индия. Но вот насколько прекрасно они ее знали? А настолько, что сразу, с порога отметается сюжет с коварным купцом Дарием, искушающим сперва Анасуйю, а потом Амбхираджа, дабы подчинить своему влиянию Такшашилу. Вот в Поураве он интриговать действительно мог. Но не в Такшашиле. Не требовалось Дарию ее подчинять никакому влиянию. Потому что... она и без него уже около двух веков входила в состав Империи Ахеменидов.
Считается, что завоевание начал Кир Великий в 535 г. до н. э., создав сатрапию Гандар, в которую, предположительно, входили Гандхара и Такшашила. Продолжил дело Дарий I, присоединивший Хиндуш -- вероятно, Синдх в среднем течении Инда. Что касается сатрапии Саттагидия (Татагуш), ее реальное местоположение остается дискуссионным.
Как, впрочем, и положение сатрапии Хиндуш -- существует мнение, что именно Такшашила проходит в персидских надписях под этим именем, тогда как Гандар -- это Гандхара без всяких дополнительных территорий. По мнению Дэвида Флеминга (по итогам раскопок кургана Бхир), Таксила (Такшашила) является "наиболее вероятным кандидатом на роль столицы Ахеменидской Индии".
Кстати, что интересно, та разведка, которую в начале фильма ведет Дарий, имела место быть в реальности. Вот только занимались этим намного раньше (518 г. до н.э.) совсем другие люди. Течение Инда исследовал греческий моряк, разведчик и писатель Скилакс из Карианды по распоряжению царя Дария Первого, предка нашего Дария Кодомана.
Дарий был первооткрывателем большей части Азии. Желая узнать, где Инд впадает в море, он послал несколько человек, на надежность которых он мог положиться, в том числе Скилакса из Карианды, плыть по реке. Они вышли из города Каспатир в области, называемой Пактикой, и поплыли вниз по течению в восточном направлении к морю. Здесь они повернули на запад и после тридцатимесячного плавания достигли места, откуда египетский царь ... послал финикийцев обогнуть Ливию. Когда путешествие было завершено, Дарий покорил индийцев и воспользовался морем в тех местах. (с) Геродот, История
Недоумение поначалу вызывали Каспатир и Пактика, а также восточное направление с поворотом на запад, пока исследователи не докопались, что оба этих слова представляют собой многократно перевранный "Паскапирус" -- греческое написание Пешавара, а плыл Скилакс, скорее всего, из реки Кабул, тогда именно так и выходит, сперва на восток по Кабулу, потом выход в Инд и поворот на запад (при этом Скилакс четко описывает ущелье Атток, как место, где "Инд проходит между высокими скалами, покрытыми диким лесом и колючими растениями"):
Разумеется, экспедиция была далека от чисто научного любопытства: получив необходимые сведения, Дарий Первый немедленно, без всяких шпионских игрищ и спектаклей, прирастил свою державу сатрапией Хиндуш. Так что не был Амбхирадж "другом и торговым партнером" Дария Третьего. Он был его вассалом, как и все его предки уже две сотни лет.
Впрочем, индийские провинции Персии имели привилегированное положение -- хотя они и числились сатрапиями, но царских наместников -- сатрапов -- в них не отмечено. Эту роль местные цари выполняли сами, пользуясь определенной автономией. В частности, видимо, далекая столица не вникала в застарелые пограничные трения Такшашилы с Пенджабом, пока они не выходили за допустимые пределы. Во всяком случае, со слов Мегасфена, в Пенджабе имели весьма смутное представление о персидских сюзеренах Такшашилы (сюзерены про Пенджаб тоже слыхали лишь краем уха).
А вот попытка оторвать Такшашилу от Империи ради некоей "Единой Бхараты", боюсь, понимания бы не встретила. С персидской стороны -- по самой приземленной причине: индийские провинции действительно были "Золотой Птицей". С них шло около 32% всех налоговых поступлений Империи -- 360 талантов золота в год. С индийской... Тут сказать сложнее, но, несмотря ни на что, Такшашила имела, видимо, со своего положения какие-то ценные плюшки. Греческие историки описывают ее как "богатую, процветающую и хорошо управляемую", а раскопки показывают, что за время правления Ахеменидов город сильно вырос.
Для начала можно предположить -- безопасность. Крылья Персидского орла должны были очень удобно прикрывать лежащую на важнейшем в регионе узле торговых путей Такшашилу от всех облизывающихся соседей. Во-вторых -- выход на Ближний Восток и Европу, куда она благополучно сбывала свои товары, включая драгоценную древесину и слоновую кость, шедшие на отделку царских дворцов и храмов. Надо полагать, благодаря миру и культурному обмену развитие провинции шло очень активно, превратив Такшашилу в знаменитый университетский центр, где учились и преподавали известнейшие ученые своего времени. Нет, она отнюдь не была "задним двором" Ariyānām Xšaçam (Арийской Империи, таково было самоназвание Персии)! В списках подданных Империи индийцы, вопреки показанному нам в фильме, со всем уважением числились как один из "величайших народов".
В общем, только заикнись Анасуйя об отделении Такшашилы от Империи и "изгнании персов", надо думать, брат моментально выдал бы ее хоть в Калингу, хоть в Магадху, хоть на Шри-Ланку, лишь бы была с подобными идеями подальше. От греха... Как сообщает Ктесий Книдский, индийские провинции сохраняли верность царям Персии до самого вторжения Александра. Символика трех "индийских провинций" присутствует на гробницах Дария I и всех последующих царей Ахеменидов, кроме Дария III Кодомана, но последнее и понятно -- Дарий просто не успел достроить свою гробницу. Также и Арриан подтверждает, что в битве при Гавгамелах в персидском войске находились индийские отряды, в том числе 15 боевых слонов с погонщинами, пришедшие из Гандхары. К слову, это был не первый раз, когда индийские солдаты вставали под знамена персидских царей.
Контингент синдху составлял часть его (Ксеркса) армии, которая вторглась в Грецию и штурмовала ущелье в Фермопилах в 480 г. до н.э., став, таким образом, первой силой из Индии, сражавшейся на европейском континенте. Она, очевидно, отличилась в сражении потому что за ним последовал другой контингент, который составлял часть персидской армии под командованием Мардония, который проиграл битву при Платеях. (с) Сандху Гурчарн Сингх, Военная история Древней Индии
Какие интересные сведения! Получается, индийцы в составе персидской армии ходили воевать Элладу задолго до того, как Эллада, в лице Александра, явилась к ним! Формально Коринфский союз мог бы предъявить той же Таксиле счет за грабеж Афин, в котором "контингент" тоже благополучно поучаствовал...
Так что, видимо, Такшашила благополучно прижилась в составе Персии, вросла в нее не только экономически, но и культурно. Это, кстати, может объяснять, почему позднее она так и продолжает являть собою отрезанный ломоть, всячески сопротивляясь попыткам затащить ее во всеиндийское единство. Первым залучить ее обратно попытался Чандрагупта Маурья (успешно -- на волне антимакедонских настроений), потом его внук Ашока, наживший себе политический капитал как раз на усмирении восстания в Такшашиле, в очередной раз надумавшей отложиться. Но стоило власти Маурьев ослабеть -- и какая из провинций отвалилась первой? Правильно, она самая.
А с "предателем" Амбхираджем все просто -- он был подданным Царя царей, и когда Царь сменился, элементарно присягнул новому. Нет, теоретически, конечно, ситуация выглядела удобным случаем выскользнуть из-под власти Империи, вот Амбхи и пинают уже две с лишним тысячи лет за то, что он этого не сделал. Но это только теоретически. Александр был не тот человек, с которым удалось бы провернуть такой финт, а неудача грозила обойтись дорого (Согдиана -- свидетель), поэтому раджа пошел по самому простому пути: оставил все как есть. Царь царей умер? Да здравствует Царь царей! Рады служить, Ваше македонское величество, вассалитет подтверждаем, вот дары!
Формально Амбхираджа можно (при горячем желании) обвинить в измене династии Ахеменидов, но никак не Индии. Пошел с пятитысячным войском к Гидаспу сражаться за нового Царя царей против Пора? А чем Пор лучше спартанского Леонида? Что? Где же братское единство сынов земли арийской, спрашиваете? Для примерного сравнения: расскажите поляку о братском всеславянском единстве, в честь которого Польша должна срочно присоединиться обратно к России, как при царе, и посмотрите на реакцию. Вот точно там же и единство Такшашилы с прочей Бхаратой. Такая вот индийская Польша.
Однако вот в чем вопрос: зачем в фильме было так старательно затирать перечисленные факты? Какой безупречно правдоподобный сюжет можно было бы на этом выстроить! Царская сестра, проникшаяся индийским патриотизмом и идеей независимости Такшашилы от персидской Империи, не нашедшая понимания у брата и бежавшая к его врагу, смотрелась бы предельно логично. Так зачем было наводить тень на плетень?