Документальная драматургия берёт своё начало с 20-х годов ХХ века. «Отцом-основателем» документальной драматургии можно считать Эрвина Пискатора. Главная заслуга Э. Пискатора в развитии театрального искусства считается создание революционного театра, начиная с формы представления материала, заканчивая содержанием- материалом. В «фундамент» документального театра был заложен спектакль «Несмотря ни на что» (режиссёр Э. Пискатор, 1925 год). «Вся постановка, – пишет К. Мамадназарбекова, – была одним грандиозным монтажом подлинных речей, статей, газетных вырезок, воззваний, листовок, фотографий и фильмов о войне, исторических личностях и сценах»[1]. Художественный вымысел Пискатора переплетался с историческим, подлинным материалом. Идея спектакля заключалась в запечатлении революционных событий в истории человечества.
Именно революционные события послужили источником вдохновения для советских драматургов документалистов. Эстетика документа служила для сближения истории и театра. Документ в драматургии 20-х-30-х годов выполнял «художественную миссию нахождения невыдуманных героев»[2].
Согласно «Словарю театра» Патриса Пави: Театр документальный- театр, использующий в качестве текста только документы, первоисточники, отобранные и «поставленные» в соответствии с социально- политической программой драматурга[3].
Что же помогает соединять и «ставить» фрагменты исторического- документального материала? Монтаж. Как отмечает Патрис Пави в своём «Словаре театра», нужно использовать «воинственный монтаж». Функция монтажа «сохраняет за театром его роль в эстетическом, а не в прямом вмешательстве в действительность»[4]. Материал в условиях документальной драматургии должны быть контрастными, либо должны выполнять функцию объяснения происходящего действия. Взятый материал должен критиковать привычные представления об обществе, навязанный какой-либо группой или классом.[5]
Дальнейшее развитие, потребность и признание документальная драматургия получила после Второй Мировой войны. Это время было благодатным для развития документалистики и публицистики. Главная мысль, прослеживающаяся через все пьесы посвящённые ужасам и героическим событиям во время Второй Мировой войны и других войн: Мы не должны допустить это вновь. Да и вообще ХХ век был богат на исторические события: возведение Берлинской стены, Карибский кризис, Холодная войны, создание ООН и др. Но все эти события были своего рода «эхо» прошедшей Мировой войной.
Лично мне кажется, успех документального театра в ХХ веке заключался в том, что у большинства людей было однозначная оценка на прошедшие события. Люди боялись и не хотели допустить нацизма, фашизма, диктаторских режимов, войны.
Что же из себя представляет документальный театр и документальная драма сегодня? О документальном театра в полной мере вспомнили в нашей стране в начале ХХI века. Главенствующая форма стала вербатим. В переводе с латинского вербатим означает «дословный». Сложно определить, когда был создан вербатим. Некоторые исследователи ссылаются на опыт английских театров. Сами же англичане считают, что в Англию вербатим пришёл из МХАТа при подготовке спектакля «На дне»[6]. Но в 2010 году начались попытки ухода от театра вербатима.
Основой спектаклей остаются документы, дневники, интервью, но теперь рядом с личностью документальной находиться артист и зритель, которые выступают как равноправные участники событий. Как замечает Залина Абдулаева такое изменение сил в действии переводит театр из документального в постдокументальный.[7]
Один из представителей постдокументального (современный документальный театр) можно считать спектакль «До и после» студентов Школы- студии МХАТ, мастерской Брусникина. Студенты собирали интервью у пожилых актёров и работников театра- подопечных благотворительного фонда «Актёр». Весь собранный материал был преобразован в этюды. При этом рисунок спектакля таков, что нам дублируют ситуацию интервьюирования, в которой молодые артисты были совсем недавно, собирая материал для спектакля, только теперь на месте гостей оказываются зрители. Весь второй этаж Театра Наций был заставлен деревянными боксами- комнатами. После звонка каждый зритель в небольших группах мог зайти в «квартиру», где мог задать вопрос выступающему артисту относительно той «маски», которую он на себя примерил.
В отличии от ХХ века сейчас у документальной драматургии появляется «крыша», театры, которые ставят документальные спектакли. Самыми известными являются: Театр.doc (Москва), театр «Практика» (Москва), театр Поколений (Санкт-Петербург).
Хоть и появляется у документальной драматургии своя сцена и свои режиссёры, но в XXI веке влияние и тот уровень восприятия документа на сцене начинает спадать. С чем это связано?
Большая часть пьес и спектаклей на документальной основе «крутилась» вокруг Второй Мировой войны и вокруг Великой Отечественной войны. У людей всей планеты была однозначная оценка тех событий: война- горе, мы не должны её допустить. Именно схожесть мнений большинства давало тот уровень понимания того, что происходит в спектакле. Тем спектаклям и пьесам не нужно было лишний раз доказывать и расписывать стороны конфликта. Их «разность» и конфликтность уже была понятна. Если стоит актёр в форме нациста, то скорее всего он уже антагонист и не является «хорошим». И тот же процесс происходит и с другой стороной конфликта.
Сейчас же в мире практически нет событий которые бы расценивались одинаково. От того документальный театр либо скатывается, то примитивизма, либо использует «заезженные» документы и события.
Всех этих сложностей можно избежать, но придётся поменять метод работы с документом. Реальный персонаж должен перейти из плоскости документа в плоскость художественного героя. Что имеется ввиду? Изменить некоторые черты характера, может даже и внешности, факты биографии и манеру поведения в систему конфликта пьесы. Т.е. брать реальный факт, настоящее событие и изменять его руководствуясь художественностью, а не документом.
На этом, пока, всё. Не забудьте подписаться и оценить данную статью.
До новых встреч. Увидимся в Партере!
Указатели:
[1]- Мамадназарбекова К. История факта: истоки и вехи Документального театра // Театр. – 2011. – №2. – С. 115 – 116.
[2]- Явчуновский И.И. Драма вчера и сегодня. – Саратов: 1980. – С.93.
[3]- Пави П. Словарь театра. – Москва: 1991. – С. 351 (Театр документальный).
[4]- Пави П. Словарь театра. – Москва: 1991. – С. 352 (Театр документальный).
[5]- Пави П. Словарь театра. – Москва: 1991. – С. 351-352 (Театр документальный).
[6]- Банюсекевич, А. А. Что такое verbatim? [Электронный ресурс] – Москва: OpenSpace.ru, 2012-. – Режим доступа: os.colta.ru/theatre/events/details/33925/?expand=yes#expand, свободный. – Загл. с экрана.
[7]- Абдуллаева, З. Постдок. Игровое/неигровое. Москва.: Новое литературное обозрение, 2011. – С. 7.