Найти в Дзене
Математика не для всех

Фракталы. Самая завораживающая математическая конструкция

Оглавление

Материал создан при поддержке сети кружков нестандартной математики "Маткласс"

Добрый день! А давайте с вами немножко поиграем? Вот мы пишем на серьезные, порой не очень, темы, но еще ни разу не обсуждали игры. А ведь стоит только упомянуть это кодовое слово, и в глазах скучающего человека загорается радостный огонек. И речь сейчас пойдет не о компьютерных, и даже не настольных, играх. Сегодня у нас игры хаоса! Но, чтобы приступить к ним, для начала узнаем, что такое фракталы.

Фракталы

Взгляните на картинку. Что вы на ней видите?
Взгляните на картинку. Что вы на ней видите?

Да, это ракушка. Она состоит, если приглядеться, из множества фигур, которые перетекают в точно такие же, но меньшие по размеру. И чем сильнее будет микроскоп, тем больше одинаковых деталей в общей структуре мы увидим.

Такой наблюдаемый эффект называется самоподобием.

Самоподобие в природе не редкость. Листва на деревьях и кустарниках, снежинки, кораллы — вся Вселенная уподобляется самой себе. И на этом математические чудеса в нашем мире не заканчиваются.

Вацлав Серпинский и его треугольник

Вацлав Серпинский (1882-1969), польский математик, работал в области теории множеств, топологии точечных множеств и теории чисел. Он известен благодаря треугольнику Серпинского, что был описан в 1915 году. И вот тут уже интересно!

Что за треугольник такой? Если не вдаваться в математические детали, то чтобы получить его, нужно в большом равностороннем треугольнике провести средние линии и выкинуть треугольник, который получится в центре. И так поступать бесконечное число раз с каждым новым получившимся треугольником.

Отличается только подход, но результат всегда одинаковый!

Правила Игры Хаоса

И тут мы подошли к самой сладкой части! Давайте вместе с вами сейчас построим треугольник Серпинского, но будем делать это не абы как, а с помощью игрального кубика, листа бумаги, линейки и карандаша. Приготовьте эти материалы.

Чтобы играть в игру Хаоса, начните с равнобедренного треугольника с вершинами, помеченными A, B и C. Теперь мы присвоим каждой вершине номера. У вершины А будут числа 1 и 2. У вершины B — числа 3 и 4, а вершины С — числа 5 и 6, соответственно.

Сначала мы начинаем играть в игру, выбирая точку. Она может быть где угодно в рамках треугольника. И какое бы число мы ни бросили, мы переместим половину расстояния к пронумерованной вершине и построим точку. Мы останемся на этой точке и снова бросим кубик. Затем переместимся на половину расстояния к пронумерованной вершине, построим точку и останемся там. Будем повторять этот процесс снова и снова.

Мы можем повторять этот процесс бесконечное количество раз. И неподготовленный читатель может решить: «наверняка все придет к хаотичным точкам на листке из-за случайных бросков». А вот и нет!

Даже если мы бросим 10 000 раз, мы получим удивительное изображение, но лишь немного приблизимся к точному треугольнику Серпинского

Удивительно, что случайный процесс на самом деле порождает закономерность. На самом деле эта хаотическая игра была запрограммирована на создание треугольника Серпинского. Если бы мы играли в игру Хаоса и бросали кубик бесконечное число раз, мы бы сгенерировали идеальный фрактальный треугольник.

В закладки: краткие правила игры хаоса

1) Случайно выберите начальную точку (o) внутри треугольника ABC.

2) Бросьте кубик.

3) Соедините точку

- с углом А, если выпало 1 или 2;

- с углом Б, если выпало 3 или 4;

- с углом С, если выпало 5 или 6;

4) Определите центр получившейся линии. Это новая точка, откуда вы начнете.

5) Вернуться к пункту 2.

Попробуйте сами!

Фракталы цепляют, математика тоже!

Математика — один из самых интересных, но в то же время сложных предметов. Неудивительно, почему в школе именно на ней всегда происходит жесткое деление на тех, кто учит и старается, и тех, кто «я гуманитарий, не понимаю».

Ребёнок не виноват, что у него проблемы с математикой. Откуда в обычных условиях у него могло появиться желание научиться решать сложные задачи, перепройти тему системы уравнений и начать готовиться к урокам наперёд. Нет, без мотивации такое не произойдёт.

Наука обязана быть захватывающей. Иначе бы зачем все эти умные люди сидели бы в лабораториях, что-то изобретали. Им важен не только результат, но и процесс!

В математических кружках «Маткласс» в первую очередь, как это ни странно, учат не математике. Сначала детям показывают двери в науку и способы их открыть: как решать задачи, как сделать этот процесс увлекательным.

Если ребенок решает задачу, то он не складывает абстрактные яблоки и груши, а по-настоящему погружается в работу: каждая задача имеет свой сюжет и историю, в ней есть персонажи, которым нужно помочь — такому формату способствует уникальная теория решения изобретательских задач!

Кружки рассчитаны на детей от 5 лет. Попробовать сами можете на бесплатном пробном уроке:

***********************************************************************

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНЫЙ ПРОБНЫЙ УРОК

***********************************************************************

А если вы педагог и хотите, чтобы на ваших занятиях дети не скучали за телефонами, а завороженно смотрели на вас и с удовольствием решали, то вступайте в клуб неравнодушных педагогов Mathclass Space, где вас охотно примут и помогут начать свой путь в мир увлекательной педагогики.

***************************************************************************

ВСТУПИТЬ В MATHCLASS SPASE ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

***************************************************************************

Математика — наука не для всех; она для тех, кто хочет думать. И думать правильно!

Прим. автора: у ребят действительно классные маткружки! Посмотрите сами, не пожалеете!