Удивляют меня сегодня некоторые родители. Будут с нескрываемой настойчивостью водить ребёнка сразу в несколько развивающих центров, но, при этом, не познакомят ребёнка со сказкой «Колобок». «А зачем малышу нужна эта выдумка?» - говорят они. «Мы лучше чем-нибудь более полезным займёмся».
Но можно ли найти что-нибудь более полезное для ребёнка, чем сказка? Она и знания о мире даст, и с тем - как вести себя в этом мире, познакомит.
О чём сказка «Колобок»? Смысл сказки – на поверхности.
Все знают, что сказка «Колобок» о том, как круглый и румяный Колобок укатился от Бабушки с Дедушкой в лес.
В лесу ему встретились разные звери: Заяц, Волк, Медведь и Лиса, которым он каждый раз пел свою незатейливую песенку, после чего успешно убегал.
Правда, с Лисой у него этот номер художественной самодеятельности «не прокатил», плутовка оказалась хитрее – и съела Колобка.
Таким образом, смысл сказки «Колобок», лежащий на поверхности: не убегай один без спроса от родных людей, иначе может случиться самое страшное! Тебе могут встречаться по пути разные персонажи (люди), кого-то ты и «обведёшь вокруг пальца», но найдутся такие очень хитрые (и злые), от которых ты убежать не сможешь.
Это же просто гениальная сказка: она может за 7-8 минут преподать ребёнку захватывающий урок об опасностях внешнего мира. И не нужно часовых надоедливых нравоучений!
Главный смысл сказки «Колобок».
Любая сказка нужна для того, чтобы в иносказательной форме показать процесс становления ребёнка от маленького, бессильного и неумелого до большого, сильного, и умелого. Для этого герой проходит ряд испытаний, из которых каждый раз выходит победителем: то есть растёт, взрослеет, становится умнее.
Родителям полезно ознакомиться также со статьёй:
Как процесс становления личности ребёнка показан в сказке «Колобок?»
Колобок убегает от Бабушки и Дедушки. То есть он маленький, глупый и непослушный, хотя и самонадеянный.
Первое испытание Колобка.
Первым ему встречается Заяц (первое испытание, которое нужно преодолеть). Заяц олицетворяет сверстника Колобка, равного по силам и уму. Колобок с лёгкостью от него уходит, «растёт» на глазах.
Второе испытание Колобка.
Вторым Колобку встречается Волк – это олицетворение подростка-хулигана, который и понаглее, и постарше, и посильнее.
Но Колобок оказался хитрее, и ушел от Волка. Он с честью преодолел второе испытание.
Налицо – "возмужание" Колобка, осознания им собственных сил, ума, смелости.
♥ Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Третье испытание Колобка.
Третьим встречается Колобку Медведь – олицетворение взрослого: большого, сильного, властного (властелин леса), но простодушного.
Колобку и его удаётся обойти хитростью, и убежать.
Ну как тут Колобку не загордиться от собственной смелости и хитрости – ст0льких зверей «вокруг пальца» обводит!
Колобок с успехом прошел уже три испытания на пути своего взросления!
Четвёртое испытание Колобка.
Но тут - Лиса! /Кстати, - Женщина!))) Вот уж где Колобку пропАсть!))) /
Лиса - олицетворение Взрослого, хитрого и злого человека, хотя и приятного на вид, чужой Женщины (не мамы или бабушки). Она легко обошла Колобка в хитрости.
Как она это сделала? Да легко: на раз - два - три!
Вначале она:
- усыпила его бдительность (внимательно слушала его поющего на пеньке);
- захвалила его и обольстила («Ты такой румяный, красивый! Как прекрасно ты поёшь!»);
- откровенно обманула («Я глуха – ничего не слышу!»).
Да это же весь набор маньяка, заманивающего маленького ребёнка в свои «грязные сети». Разве что Лиса конфетку не дала.
Колобок «повёлся» на эту льстивую и лживую речь Лисы, сел к ней «на носок (на нос)», ещё раз спел свою «лебединую» песню, и был - съеден…
Есть, кстати, вариант сказки, где добавляется ещё один элемент трагичности: Лиса приглашает Колобка сесть ей на язычок!
Колобок не прошел четвёртое испытание…Почему?
Цель сказки "Колобок"
Сказка «Колобок» не просто так нарушает процесс победного развития и становления личности «ребёнка», а потому, что у неё особая цель: показать, что против злого и хитрого Взрослого у ребёнка ШАНСОВ НЕТ! Взрослый всегда, при любом раскладе, обманет малыша (если, конечно, захочет). А опасных взрослых вокруг немало: не забудем о педагоге Чикатило...
♥ Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Лирическое отступление. Кстати, заметьте, в лесу Колобок в своей песенке простодушно рассказывает о себе всё: откуда он, как оказался в лесу, что он здесь один - берите меня голыми руками!
Был бы похитрее, сказал бы Лисе, что он в лесу с Дедом, а Дед вон за той ёлкой, а у Деда есть ружьё. Поворот сказки был бы другой. /но это уже я выдаю желаемое за действительное/
► Также в продолжение темы о сказках рекомендую статью:
Почему читать сказку «Репка» взрослым даже полезнее, чем детям? Расскажу сразу о нескольких смыслах сказки
_________________
Результаты одного эксперимента.
К общему сведению приведу результат эксперимента, проведённого с детьми дошкольного возраста.
19 из 20 детей «поверили» чужим дядькам (хорошо, что это были экспериментаторы), и ушли с ними с мест, где их оставили мамы (участницы эксперимента) со строгим наказом "ни при каких обстоятельствах с этого места не уходить!".
_________________
Уважаемые родители!
Обязательно рассказывайте детям сказку «Колобок», что особенно важно в наше непростое время, и периодически повторяйте её.
С детьми постарше можно обсуждать сказку, задавая провокационные вопросы: «А мог ли Колобок убежать от Лисы? Как? А что бы ты сделал? А Лиса правда была глухой?»
Пусть дети хорошо запомнят отрицательный опыт Колобка, и не повторяют его в жизни.
*****************************************************************
Спасибо, что дочитали!
Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.