Здравствуйте всем))
Сегодня хочу поразмышлять на тему новой идеи - о введении в школах должностей учитель - наставник.
Помнится, когда я начинала работать как молодой специалист, мне сказали - а вот этот учитель будет твоим наставником, обращайся к нему по всем непонятным вопросам...
Хочу сказать, что к моей коллеге тоже прикрепили такого наставника. Но ей повезло меньше, чем мне. У неё наставник почти ни во что не вникал, скажут посетить уроки, посетит, спросят, как это или другое делать,- ответ один:
-я училась давно, у нас всё было по-другому...Ты молодая и умная, думай сама. Моя коллега тогда намучилась с таким наставником.
У меня всё было по-другому. Первое время мы планировали уроки вместе, она смотрела мои планы, говорила на что обратить внимание, как лучше отработать учебный материал, как написать тему в журнале, учила всяким мелочам, которые не знал молодой специалист...
Когда у меня были проблемы с дисциплиной на уроке, я не жаловалась, но учитель - наставник сама это видела. Она заходила в кабинет и ставила нарушителей на место, долго читая им лекцию о правилах поведения))И каждый раз это был урок для меня...
Хотя я их понимаю- учителя в нашей школе были все уже в возрасте, а детям просто хотелось показать свою прыть перед молодой училкой))
Все годы, пока мой наставник не ушла на пенсию, она мне помогала, ни одного раза не отказала мне. Он говорила так:
-я провела вот эту работу или тест, возьми у меня и проведи тоже. Потом посмотрим, что у тебя получилось и обсудим.
Она всегда делилась со мной своим опытом, и когда я сама стала учить молодых педагогов, то вспоминала эту старую добрую учительницу, ее отношение ко мне как к равной коллеге.
И я сама всегда помогала молодым и всегда подсказывала как лучше провести урок или мероприятие или как общаться с детьми и родителями. Потому что в те времена школа не только учила, но и воспитывала - и детей, и родителей. Школа занималась семьёй. Точнее сказать, школа и семья это был единый инструмент воспитания детей.
Я не знаю, как оплачивался труд наставника в те времена, какие они писали отчёты. Но думаю, что с оплатой сейчас будут проблемы, в лучшем случае добавят баллы и дадут премию. Хотя думаю, что это должна быть оплата, закреплённая в учебной нагрузке.
В наших сегодняшних реалиях учителя с трудом и неохотой делятся своими наработками, потому что берегут свои фишки для открытого урока или где-то показать их и получить за это премию. В этом плане всё изменилось... Да и с отчётами, думаю, хлопот прибавится учителю - наставнику. Составьте план работы, отследите, напишите, посчитайте, сдайте.
Хорошо, если в школе есть добросовестный завуч, который поможет, направит, поддержит. У нас такой завуч есть, слава богу))
Главное, чтобы была практическая польза для молодых специалистов и не пропало желание работать в школе...
Поэтому, я думаю про наставничество так.
А молодому специалисту советую прислушиваться к наставнику, задавать ему вопросы, любить свой предмет и детей, и всё получится хорошо.
Если вы- учитель, пишите, как вы себе представляете эту старую новую должность на практике. Если просто интересуетесь проблемами школы, детей и родителей, тоже высказывайте своё мнение. Потому что главное в этом деле- не прозаседаться, как у Маяковского. Делать всё, чтобы детям это сотрудничество пошло на пользу.
Всем удачи, добра и до новых встреч.
Источник информации здесь