Если крепкие напитки помогают отделять одну рабочую неделю от другой, то как заметить новый виток бесконечных трудовыебудней? А очень просто — взять отпуск. Причем просто сделать в работе небольшой перерыв недостаточно, обязательно нужно менять обстановку. Уехать куда-нибудь, и чем дальше, те лучше. Лично для меня идеальное место для отдыха складывается из трёх составляющих: море, исторические развалины и наличие железной дороги. Да, последний пункт намекает на конкретное место, но спасибо, Крым, нахрен не надо, уж лучше по старинке — в Сочи. В этом отчёте поделюсь кадрами сделанными в прошлогодний отпуск. Из Подмосковья в красивейший Краснодарский край, в котором стокилометровый участок железной дороги от Туапсе до Адлера проходит вдоль побережья Чёрного моря.
Всякий, кто хотя бы раз имел несчастье проехать южным поездом, в будущем постарается их избежать всеми правдами и неправдами. Да, есть пара образцовых составов с неплохим временем в пути, но спасибо, за эти деньги не надо. А остальными, особенно многочисленными летними допами, лучше любоваться со стороны, особенно с морского побережья. Дурная слава она такая, в дополнительной рекламе не нуждается. Тем более, когда вокруг полно альтернатив. Поразмыслив между самолетом и автомобилем, ничтоже сумнящеся сделал выбор в пользу последнего. Да, ехать в одно лицо, мягко говоря, подустал, но оно того стоило! Ведь по дороге можно взять и свернуть, маршрут прокладываешь сам.
Задолго до поездки решил, что неплохо было бы заглянуть в Дивногорье. Место прекрасное, однажды мне уже случилось побывать здесь. Тогда в память запал монастырь, вырубленный прямо в горе. Дивногорье – это музей-заповедник в Лискинском районе Воронежской области и одноименная возвышенность. Находится он в 10 км к западу от города Лиски, в 80 км южнее Воронежа, там, где в Дон впадает Тихая Сосна, на его высоком правом берегу. Особенностью этой возвышенности является то, что она сложена из мела, и меловые отложения выступают на поверхность земли.
Только вот с железнодорожной топонимикой здесь вышло не очень, сам музей-заповедник находится не возле платформы Дивногорская, а возле безымянной остановки с километровым названием.
Место достойно отдельного рассказа, да, что там, рассказа, здесь стоит провести выходные, даже отпуск! Однако, помимо эстетической цели, я преследовал сугубо утилитарную задачу — объехать пресловутый затор в Лосево, известный каждому, кто ездил по М4, через Острогожск и Россошь. Да, движение по линии Лиски — Алексеевка с тех пор заметно сократилось, однако, линия и сама генерит неслабый грузопоток. Хорошо, что после разрыва с Украиной, инфраструктура не простаивает.
Грузовое движение здесь по-прежнему достаточно интенсивное, за сутки проходит несколько десятков поездов. А вот количество пассажирских поездов, проходящих на этом участке железной дороги, в последние годы свелось на нет. А ведь не так давно именно здесь проходил участок следования самого длинного пассажирского поезда Харьков – Владивосток (9 713 км), даже внесённый в книгу рекордов Гиннесса, отменённый в 2010 г. Хорошо, что сохраняется пригородное движение, три пары поездов в сутки, а на лето добавляется прямая электричка до Воронежа. При мне прошло несколько грузовых поездов, но получилось сфотографировать всего один.
Собственно, название «Дивногорье» местность получила за причудливые меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами» (от диво — чудо). Эти гипсовые скалы на меловых горах называют дивами. Сверху открывается отличный вид на округу.
Однако Дивногорье, несомненно являющееся чудом природы, подверглось существенному воздействию человека. Для постройки железнодорожной линии Харьков – Пенза, в конце XIX века в меловых горах производили масштабные взрывные работы. Впрочем, железная дорога весьма гармонично вписалась в окружающий пейзаж, хотя и немного нарушила покой монахов и видоизменила природу Дивногорья.
Забавный казус — хотя одной из целей строительства этой железнодорожной линии, являлось в том числе и вывоз донецкого угля, помимо связки промышленности Донбасса с сельскохозяйственным Черноземьем, однако в настоящее время одним из основных грузов на этой железной дороге являются российский уголь из Кузбасса и казахстанский из Экибастуза.
Из Дивногорья мы окольными тропами через ведРоссошь, с его депо обошли знаменитую пробку на трассе М4 в районе Лосево, вечером проскочили Ростов-на-Дону и знаменитый пост в сЦукеровой балке. Ранним утром пролетели Краснодар, вот уже Горячий Ключ, остаётся всего-то две сотни километров, чего их ехать-то! Но навигатор упорно предрекает, что ехать не менее 5-6 часов. А вскоре начался серпантин… Не самый сложный, в Европе мне встречался куда более закрученный, но здесь движение было значительно более плотным, поток моментально собирался хвостом за грузовиком или автобусом.
Многие справедливо не любят отдыхать в России за полное отсутствие сервиса, при охреневших ценниках, но моя супруга умудрилась найти прекрасный отель с питанием за символические деньги. Из минусов — находится далековато от побережья, но он легко компенсируется гостиничным автобусом. Подводя итоги, скажу, что за весь отдых мне нужно было только не проспать завтрак и не упустить рейс гостиничного автобуса с пляжа на обед и ужин. Находится он возле станции Якорная Щель, туда мы и направились после обеда.
Станция Якорная Щель в наши дни стала скорее разъездом, не выполняя грузовой работы. Ближний путь со стороны вокзала, в основном, используется для отстаивания грузовых поездов. Имеются подъездные пути на бетонный завод и высокий путь для разгрузки полувагонов с сыпучими грузами, но увидеть на них какие-то вагоны мне не случилось.
Станция оставила вполне приятно впечатление о себе. Чистый и светлый вокзал, правда с бестолковыми системами досмотра и рамками. А рядом море с безлюдным пляжем. Движуха с минимальным интервалом, хотя и представлена однообразными электропоездами «Ласточка» в пригородном движении и 2 или 3ЭС4К «Дончак» для всего остального. Впрочем, из Москвы залетают двухсистемные электровозы ЭП20 «Олимп». За время отпуска получилось несколько кадров с этого места.
Эти сто километров вдоль моря — отличный бонус для пассажиров. Помню как почти сутки томишься в вагоне, за окном бескрайние степи. А потом смена электровоза в Горячем Ключе, оттуда уже отлично виден начинающийся Кавказский Хребет. Не успел отправиться, как природа кардинально меняется — ущелья, горные ручьи и реки, а потом как эдакий портал в новый мир — трёхкилометровый Лысогорский железнодорожный тоннель! И вот оно — море! И все пассажиры, как один, приникают к окнам, с восхищением вглядываясь в даль, на голубые краски моря.
Побережье отлично просматривается чуть ли не до Лоо или Дагомыса, отсюда до них всего 10-15 километров.
Два раза в день это однообразие разбавляют гости из Москвы-Сортировочной, в лице ЭП20, ведущий поезд из двухэтажных вагонов от самой Москвы, без перецепок. Отличный поезд, но по цене самолёта…
В депо Туапсе на август 2019 из более чем четырёх десятков имевшихся электровозов 2ЭС4К, оставалось всего два электровоза в заводском зеленом окрасе. Естественно, было огромное желание их сфотографировать. Но как всегда, первые несколько попыток увенчались неудачей, пока, наконец, раза с 5, удалось выловить один из них.
Хорошей движухой и отличными пейзажами привлекают меня эти места. В рай я явно не попаду, но наверное там хуже чем здесь =) Две незабываемых недели — нырнул, сфотографировал, нырнул — сфотографировал.
А вот и пригородная электричка. Составов не хватает, иногда запускали один пятивагонный состав вместо двух.
Через несколько дней пребывания на черноморском побережье Кавказа, удалось выловить и второй «Дончак» зелёного цвета. На том же месте, где и первый — не отходя от пляжа.
Но в основной массе подвижной состав был в красно-сером окрасе.
Все двухкомнатные «Дончаки» в Туапсе оборудованы ЭПТ, но строгого их закрепления в пассажирской или грузовой работе нет.
Ласточкопровод…
Встретить локомотив в заводской, непидной окраске — всегда удача.
Крутые склоны Большого Кавказского хребта вынуждали строителей применять нестандартные инженерные решения. Как вам, например, лифт на пляж? Но именно он существенно упростил дорогу на побережье отдыхающим в одном ведомственном санатории. Через пути к нему перекинут высоченный мостик.
Сюда я выбрался уже под самый конец отпуска. Сочи находится в субтропическом климате, но в середине сентября дыхание осени чувствуется и здесь.
Пассажиропровод на море.
Ну и куда же без пригородного движения.
Но каким бы ни был отпуск, всё равно момент расставания неизбежен, нужно возвращаться обратно. Пытаясь оттянуть отъезд домой по максимуму, я старался заехать во все интересные места по дороге домой. Одним из таких мест стала станция стыкования Горячий Ключ. Здесь проходит стык разных родов тока. Переменном токе (25 кВ) в сторону Краснодара и постоянного тока (3 кВ) в сторону Туапсе, проводится смена локомотивов. Разнообразие техники в подобных местах увеличивается сразу в 2 раза.
Правда с разнообразием вышло не очень, скорее два однообразия. Найди n-отличий между грузовым постоянником и пассажирским переменником!
Редкая серия электровозов ЭП1 была закрыта со всех сторон ее модернизированным вариантом, ЭП1М.
Поездка мимо Горячего Ключа всегда для меня проходит волнующе. Эти горы, перевалы, а потом ты раз, и ты совершенно в новом пространстве. Вот еще пару часов назад я наслаждался поездкой вдоль морского побережья, потом были горы, много гор, а теперь вокруг степь. До Краснодара уже рукой подать, в нем же решили и заночевать.
Кубанская столица огорчила навыками вождения местных водятлов, но порадовала отличным железнодорожным движением в черте города. Остановиться бы, да пофотографировать, но уже стемнело, а специально заезжать для этого на вокзал не хотелось. Да и время поджимало, хотелось вернуться домой с запасом в день, до начала рабочей недели. Из Краснодара ехал почти без остановок и уже к вечеру следующего дня был дома, в Подмосковье.
Если статья была интересной, можете поставить палец вверх, а чтобы не пропустить ещё больше похожих материалов в своей ленте рекомендаций, просто подпишитесь на канал.