Еще недавно трудно было представить, что производства перемещаются из Китая ближе к покупателю, что ритейлеры и поставщики открыто делятся информацией друг с другом, что общество потребления сокращает свои шоппинг-маршруты до минимума касаний с полкой. Сооснователь компании Novo BI Евгений Непейвода — о том, как ковид-реальность перекроила правила рынка, и какие тренды задала на ближайшие год-два.
До пандемии цепочки поставок товаров от производителя до торговых сетей были достаточно сложными, глобально распределенными. Производства находились далеко от конечного потребителя: часто, в силу дешевизны рабочей силы, в Китае. По данным Федеральной таможенной службы России, в объеме товарооборота между Россией и Китаем доля импорта в 2019 году составила 54,1 млрд долларов, увеличившись почти на два миллиарда по сравнению с 2018 годом. Однако сегодня «мировая фабрика» начинает уступать свои позиции, теряя основной пул заказчиков. На выход уже готовятся такие гиганты, как Microsoft, Lenovo, HP, Sony и Dell. Кто из российских заказчиков отправится в эту дверь следом, пока можно только догадываться, но масштаб процессов говорит сам за себя.
Меняется картина не только на азиатском направлении. Весной, когда закрывались границы и вводились заградительные протоколы, начались срывы поставок товаров из Европы. Тысячи грузовиков в очередях на белорусские пункты пропусков — обычная новостная картинка тех дней.
(...)