Кому что не понравилось из посетителей сада: мыло на блюдце в туалете, грязные стекла в оранжереях, передвижение по маршруту. Ничего этого не заметила. Заграницей, конечно, лучше, - чище, ярче, а мы так не блестим.
В городе, который заложил Петр, и деревьев-то толком не было. На Котлине рос дуб и охранялся царским указом. Да и климат у нас не очень. А я люблю, знакомый со школы вестибюль, песчаные дорожки оранжерей, доверчивые листья растений, звуки воды, тихие мелодии по радио. Как же чудесно здесь зимой!
Цель у Петра была простая – разведение лекарственных растений. Ботанический сад Петербурга всегда был тесно связан с врачебным делом. В 1823 году министр внутренних дел граф В.П. Кочубей решил преобразовать сад в место для науки. Коллекция растений к этому времени достигла 15 тысяч. Только в 1908 году начались разговоры о передаче сада Академии наук.
К началу vойны коллекция растений Ботанического сада была самой большой в мире. Во время ВОВ Ботанический сад сильно пострадал. Сохранились растения, которые унесли домой сотрудники сада и те, что смогли собрать в одной оранжерее, отапливаемую буржуйками. В ноябре 1942 года фу-гас попал в тропическую оранжерею и котельную. Сотрудники всю ночь на морозе перетаскивали горшки в уцелевшие оранжереи. Все большие пальмы погиbли и не только они...Осталось около 250 растений.
Курнаков Николай Иванович – легендарный человек. В годы гражданской vойны, наводнения 1924 года и в ВОВ, благодаря ему была сохранена небольшая часть коллекции. До сих пор живы растения, которые держали в руках наши героические земляки.
«Царица ночи», цветение которой я никогда не видела, тоже пережила блокаду. В блокаду на цветение у нее не было сил. Прошло немало времени, прежде чем, «Царица ночи» восстановилась. Бутоны распускаются только на одну ночь раз в году.
С первой половины 20 века «новеньких» стали снабжать бирками с датой их прибытия. Опунция приехала к нам в 1927 году, ее шутливо называют «тещиными пуфиками», действительно, похожи, но очень уж колючие.
Агаву привезли в 1946-м. Сейчас для ее перевозки потребовался бы вагон-платформа.
Банан – самый крупный из растений-блокадников. Рядом увидела женщину, сотрудника сада. Спросила о сроке жизни банана. Глаза ее «включились» и повела она меня вдоль кадок. Банан – трава, срок жизни 1 год, но если сохраняется корневище, его жизнь бесконечна. Корень во время bомbежек не пострадал и после vойны банан дал побеги. На некоторых растениях повязаны георгиевские ленточки – знайте, что они блокадники.
Сотрудники Ботанического сада, как и все ленинградцы голодали, но сохранили коллекцию семян и зерен.
Сейчас площадь сада более 1 га и насчитывает 7,5 тысяч растений. В саду есть коллекция альпийских горок, розарий, пионарий, японский сад. На территории сада снимали фильмы «Звезда пленительного счастья», «Евгений Онегин». Вот он какой, замечательный Ботанический сад Петра Великого!
Нужна реставрация зданий и оранжерей, нужно пополнять коллекцию, благоустраивать парк, все нужно, но не все сразу.
Растениям нужен не только полив, но и бережное отношение, и часть души. Я тоже вижу подпорки и трубы, требующие замены. Но заботы и любви здесь больше, чем недостатков.
Спасибо, что прочитали! Пока!