И как оно разрасталось
Строить московский метрополитен начали почти 90 лет назад, в 1931 году. Сначала был пробный участок, отработка технологии. Потом, в 1934 году, — первая действующая ветка. И вот 15 мая 1935 года метро открылось.
На метро от "Сокольников" до "Парка культуры" тогда можно было доехать за 22 минуты. На трамвае — за два с половиной часа.
Строительство велось в несколько очередей, а подземная сеть станций пополнялась новыми с огромной скоростью. Сначала появились будущая Сокольническая (красная) и Арбатско-Покровская (синяя) линии. Тогда их ещё не обозначали разными цветами — вся схема была простой.
В 1938 году достроили станции второй очереди (Покровский радиус и нынешняя Замоскворецкая (зелёная) ветка), а во время Великой Отечественной войны строили третью очередь.
На схеме 1946 года уже обозначена кольцевая линия. Но закончили её только к марту 1954 года.
В это время Москва росла и развивалась. Застроили Черёмушки, Кузьминки, Нагатино. И туда тоже протянулись новые ветки. А на схемах того времени они уже были цветными! Хотя цвета с сегодняшними совпадают не везде.
В 1960-е годы построили фиолетовую линию (сейчас — Таганско-Краснопресненская, тогда она называлась Ждановской) и оранжевую (Калужскую).
Темпы развития московского метро поражали. Схемы буквально 1962 и 1965 годов отличаются вполне зримо — и вот к середине 1960-х схема уже очень похожа на привычную нам.
В 1970-е годы развитие шло по двум направлениям. Во-первых, линии тянулись дальше к окраинам — все ветки. Во-вторых, строили станции внутри кольца, и центр был покрыт паутиной подземки уже куда плотнее.
Когда станций стало откровенно много, схему метро отвязали от карты местности и попытались геометризировать.
Наиболее продуктивным периодом в строительстве московского метро считают 1970-е — начало 1980-х гг. В 1983 году появилась даже ещё одна новая ветка — серая (Серпуховская). А вот потом наступило затишье.
1990-е годы в истории России не способствовали развитию больших инфраструктурных проектов. Строительство новых станций и линий метро остановилось. Завершали уже начатые проекты: продолжили серую ветку до станции "Альтуфьево" и построили часть салатовой (Люблинской).
А вот с изображением схемы стали много экспериментировать. Была, например, даже такая, с обозначенными на ней магазинами:
Или такая, наложенная на контур Москвы-реки — кажется, впервые. Хотя сейчас нам это как раз привычно:
В следующий раз новую линию мы увидели уже в новом веке. Это была Бутовская линия лёгкого метро. А старые ветки продолжают ползти к окраинам разросшейся Москвы и даже уходят за её пределы: впервые была открыта станция в Московской области — станция "Мякинино".
А схемы отрисовывали самыми разными способами. В начал 2000-х их раздавали на рекламных буклетах и календариках, и в некоторых случаях дизайн был вообще своим собственным.
Современную историю мы все уже застали и видели своими глазами. И монорельс, открытый в 2004 году и закрывающийся сейчас. И строительство новых станций — иногда там, где ещё и жилых кварталов-то нет. И МЦК, а потом и МЦД, которые с разным успехом интегрируют с метро.
Ближайшее будущее — Большая кольцевая линия. Ждём!