Найти в Дзене
Из точки А в точку Б

Как выглядела схема московского метро в разные годы

И как оно разрасталось

Схема московского метро 1935 г.
Схема московского метро 1935 г.

Строить московский метрополитен начали почти 90 лет назад, в 1931 году. Сначала был пробный участок, отработка технологии. Потом, в 1934 году, — первая действующая ветка. И вот 15 мая 1935 года метро открылось.

На метро от "Сокольников" до "Парка культуры" тогда можно было доехать за 22 минуты. На трамвае — за два с половиной часа.

Строительство велось в несколько очередей, а подземная сеть станций пополнялась новыми с огромной скоростью. Сначала появились будущая Сокольническая (красная) и Арбатско-Покровская (синяя) линии. Тогда их ещё не обозначали разными цветами — вся схема была простой.

В 1938 году достроили станции второй очереди (Покровский радиус и нынешняя Замоскворецкая (зелёная) ветка), а во время Великой Отечественной войны строили третью очередь.

1946 год
1946 год

На схеме 1946 года уже обозначена кольцевая линия. Но закончили её только к марту 1954 года.

Схема метро 1954 года. Большое кольцо открыто!
Схема метро 1954 года. Большое кольцо открыто!

В это время Москва росла и развивалась. Застроили Черёмушки, Кузьминки, Нагатино. И туда тоже протянулись новые ветки. А на схемах того времени они уже были цветными! Хотя цвета с сегодняшними совпадают не везде.

1957 год
1957 год

В 1960-е годы построили фиолетовую линию (сейчас — Таганско-Краснопресненская, тогда она называлась Ждановской) и оранжевую (Калужскую).

1965 год
1965 год

Темпы развития московского метро поражали. Схемы буквально 1962 и 1965 годов отличаются вполне зримо — и вот к середине 1960-х схема уже очень похожа на привычную нам.

В 1970-е годы развитие шло по двум направлениям. Во-первых, линии тянулись дальше к окраинам — все ветки. Во-вторых, строили станции внутри кольца, и центр был покрыт паутиной подземки уже куда плотнее.

Когда станций стало откровенно много, схему метро отвязали от карты местности и попытались геометризировать.
1970 год. Первая попытка отвязать схему от карты для наглядности
1970 год. Первая попытка отвязать схему от карты для наглядности

Наиболее продуктивным периодом в строительстве московского метро считают 1970-е — начало 1980-х гг. В 1983 году появилась даже ещё одна новая ветка — серая (Серпуховская). А вот потом наступило затишье.

1980 год. Схема московского метро, выпущенная к Олимпиаде. Кольцевая линия имеет форму эллипса, нет никакой привязки к местности даже условной
1980 год. Схема московского метро, выпущенная к Олимпиаде. Кольцевая линия имеет форму эллипса, нет никакой привязки к местности даже условной

1990-е годы в истории России не способствовали развитию больших инфраструктурных проектов. Строительство новых станций и линий метро остановилось. Завершали уже начатые проекты: продолжили серую ветку до станции "Альтуфьево" и построили часть салатовой (Люблинской).

Схема московского метро 1984 г.
Схема московского метро 1984 г.

А вот с изображением схемы стали много экспериментировать. Была, например, даже такая, с обозначенными на ней магазинами:

Схема метро с магазинами, 1991 год
Схема метро с магазинами, 1991 год

Или такая, наложенная на контур Москвы-реки — кажется, впервые. Хотя сейчас нам это как раз привычно:

-10

В следующий раз новую линию мы увидели уже в новом веке. Это была Бутовская линия лёгкого метро. А старые ветки продолжают ползти к окраинам разросшейся Москвы и даже уходят за её пределы: впервые была открыта станция в Московской области — станция "Мякинино".

А схемы отрисовывали самыми разными способами. В начал 2000-х их раздавали на рекламных буклетах и календариках, и в некоторых случаях дизайн был вообще своим собственным.

Схема метро с переходами, 2003 год
Схема метро с переходами, 2003 год

Современную историю мы все уже застали и видели своими глазами. И монорельс, открытый в 2004 году и закрывающийся сейчас. И строительство новых станций — иногда там, где ещё и жилых кварталов-то нет. И МЦК, а потом и МЦД, которые с разным успехом интегрируют с метро.

Ближайшее будущее — Большая кольцевая линия. Ждём!