Здравствуйте, друзья! Сегодня предлагаю обсудить, как должен работать и зачем вообще нужен принцип «доверяй, но проверяй» в бизнесе. Речь пойдет о проверке, мониторинге контрагентов. Их неплатежеспособность, недобросовестность может выйти вам боком.
Проблемных контрагентов налоговики при проверках вычисляют на раз. И претензии предъявляются вам, добросовестным налогоплательщикам. Почему? А потому, что выбор поставщика услуг или товаров – ваша зона ответственности. Не проявили осторожность, должную осмотрительность? Пеняйте на себя, получите санкции за необоснованную налоговую выгоду и пятно на репутацию для полноты картины.
Хуже однодневки может быть только… две однодневки
Налоговики сомнительные фирмы не любят. Более того, на них объявлена самая настоящая охота. В ходе налоговой проверки контрагент-однодневка вряд ли останется незамеченным. Чем это грозит вам? Отказом в признании расходов. Будьте любезны заплатить увеличенный налог на прибыль. И про штраф за занижение налоговой базы не забудьте.
Как распознают однодневки?
Критериев у налоговиков много. Например, массовый адрес регистрации или фактическое отсутствие компании по юрадресу. Еще инспекторы ФНС обращают внимание на наименование фирмы, наличие основных средств, количество перечисляемых налоговых платежей, задолженность по отчетности. Поводом для дополнительных вопросов, подозрений может стать и счет в одном банке с контрагентом.
Как видите, повод налоговикам только дай. Как лишить их возможности придраться к контрагентам?
Смотрите в оба
Всегда проверяйте новых контрагентов и не забывайте мониторить старых. Как проверять? Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков вам в помощь (приказ ФНС №ММ-3-06/333 от 30.05.2007, приложение 2).
Особое внимание обращайте на местонахождение фирмы, личные данные руководителя, контактную информацию. Проверяйте документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя.
Не могу не упомянуть косвенные, но важные критерии. Если контрагент не оставляет электронный след (нет рекламы, сообществ в соцсетях, сайта и т.п.), это повод задуматься о том, стоит ли сотрудничать. Если у производителя нет производственных, складских площадей, согласитесь, это странно. Вот и налоговики думают так же.
Проверяйте по правилам
А теперь короткая инструкция для тех, кто дочитал до этих строк. Достаточной, по мнению налоговиков, проверка контрагента является только, если соблюдено 3 правила:
- Проведена оценка рисков по всем 12 критериям.
- Проверена среднесписочная численность контрагента, наличие задолженности по налогам, штрафам, пеням.
- Официально запрошены сведения из налоговой отчетности.
Вы проверяете контрагентов именно так? Прекрасно, продолжайте. Упустили какой-то момент? Скорректируйте первичный и текущий мониторинг, не дожидаясь налоговой проверки.
Рад, если был полезен. Ваш Аристарх Вежливый.
Читайте другие лайфхаки для бизнеса и бухгалтерии:
Как малому бизнесу пережить кризис?
Как бухгалтеру избежать материальной ответственности при банкротстве
Как избежать развода на деньги?