Доброго времени суток, уважаемые читатели! В мире существует сотни шедевров живописи имеющих мировую известность, сегодня я представлю самые уникальные и интересные из них.
1. «Сад земных наслаждений»
Автор: Иероним Босх
Год: 1510
Стиль: раннее Возрождение
Сюжет и описание картины: название триптих получил в честь своей центральной части, которая изображает грех сладострастия. Справа расположен ад, слева — рай, а в центре - мир наслаждений.
Стоит сказать, что итальянское Возрождение достаточно сильно отличается от Северного по целому ряду причин. В нем нет классической идеи антропоцентризма, которая не давала возможности рассматривать одновременно достоинства и недостатки человека. Босх не просто писал картины, он вел некий разговор о морали и одновременно иллюстрировал различные притчи и зашифровывал символы, которые увидеть и понять сможет лишь самый внимательный зритель.
Начнем с центральной створки, на первый взгляд она представляет редкую для творчества Босха идиллию. Однако, на самом деле с точки зрения художника это был мир полностью растленный любострастием. Он показывает тлетворные последствия удовольствий и их эфемерный характер: раковина захлопывается и любовная пара станет её заложниками, алоэ впилось в плоть, в башне мужья спят среди рогов и так далее. Средневековая мораль считала, что половой акт является доказательством падения и потери ангельский природы человека.
Левая створка является изображением последних дней сотворения мира. Явно прослеживается некая аллюзия на Индию с ее животными и драгоценными камнями, ведь именно там согласно распространенному поверью находится райский сад. Помимо этого, тут изображено как относительно молодо выглядящий Бог подводит Еву к Адаму, таким образом знакомя их.
Правая створка или так называемый «Музыкальный Ад» получила свое название благодаря тому, как тут изображены грешники которых мучают с помощью музыкальных инструментов. Помимо этого, тут ясно видны гипертрофированные классические элементы изображения ада — дома взрываются, а не просто горят, из ран не течет кровь, а хлещет и так далее.
2. «Сикстинская Мадонна»
Автор: Рафаэль Санти
Год: 1514
Стиль: Высокое Возрождение
Сюжет и описание картины: полотно изображает Мадонну и её младенца, рядом с которыми находятся святая Варвара и папа Сикст II. Характерно, что Богоматерь, спускаясь с небес навстречу наблюдателю, смотрит ему прямо в глаза. Таким образом, Рафаэль попытался соединить два мира. Ранее, изображение божественного предполагало отсутствие чего-либо материального, но Возрождение позволило очеловечить такие полотна. При этом, даже облака изображаются настолько плотными, что кажется будто по ним даже обычный человек сможет без проблем пройти. Интересным элементом является отсутствие тиары на голове Сикста II, хотя во время богослужений он всегда был в ней.
До начала 19-го века картина не было широко известна, однако в 30х годах к ней пришла такая популярность, что свое восхищение ею выражал в том числе и Александр Пушкин. В 20-м веке известность картине принесли ангелочки, которые стали широко использоваться в рекламе. Кстати, малозаметным, но крайне любопытным фактом является то, что за спиной Мадонны не облака, а фон «сотканный» из голов ангелов.
3. «Даная»
Автор: Тициан Вечеллио
Год: 1554
Стиль: Позднее Возрождение
Сюжет и описание картины: Тициан взял за основу своего полотна миф о Данае, который рассказывает о том, как Зевс пленился ее красотой, проник в спальню, после чего появился на свет Персей. Всего таких полотен в мире существует пять штук, хранятся все они в разных музеях.
Поскольку Тициан родом из Венеции, легко заметить, что его школа живописи во многом отличается даже от стиля всей остальной Италии. Особенно заметно другое отношение к свету и эмоциям на картине, благодаря которым художника называют первопроходцем импрессионизма. Даная изображена на его полотне в образе обычной венецианской дамы, которая томится в эротическом ожидании и имеет свои простые земные желания. Это стало неким прорывом в сфере изображении чувственности, ведь Тициан стал первым кто осмелился её так изобразить.
4. «Положение в гроб»
Автор: Микеланджело Караваджо
Год: 1603
Стиль: барокко
Сюжет и описание картины: Микеланджело в свое время прославился тем, что его называли гениальным чудищем. Называли его так не спроста, на его полотнах виднелся местами пугающий реализм. Его совершенно не стесняло изображение грязи на святых, а ради того, что-бы положение в гроб получилось естественным, он приносил в мастерскую выкопанные трупы и под угрозами заставлял натурщиков держать их на весу. Интересно, что создавалась сама картина для церкви Кьеза Нуова, но церковники, по итогу, отвергли ее.
Помимо реалистичности, при более детальном изучении, становится понятно что Микеланджело занимался переосмыслением света и теней в своих произведениях, в том числе в этом. Драматический эффект усиливается благодаря погружению во тьму того что происходит и выделению ключевых композиционных моментов лучами света. Это стало началом новой страницы в истории живописи и его работы во многом стали причиной развития барокко.
5. «Похищение дочерей Левкиппа»
Автор: Питер Пауль Рубенс
Год: 1618
Стиль: барокко
Сюжет и описание картины: вероятно, именно эта картина является самой известной среди творчества Рубенса. За основу сюжета, опять же, взят миф о братьях Дискурсах. Это сыновья Леды и Зевса, которые стали похитителями дочерей царя Левкиппа. Характерной чертой Рубенса является изображение полнотелых женщин, но на этом полотне это видно особенно, ведь создается впечатление будто они настолько велики, что похитители вот-вот не выдержат их тяжести. Интересны также и цветовые решения - бледным обнаженным женским телам противопоставляются крепкие, сильно загорелые мужские тела.
Благодаря этому изображению можно, в целом, легко оценить жизнелюбивый стиль барокко. 17-й век привнес много нового в человеческие жизни, в том числе понимание скоротечности бытия, что сильно изменило восприятие окружающего мира. Собственно, на картине не видны страдания или волнения из-за, казалось бы, такой ужасны вещи как похищение - всё это скорее напоминает некую игру.