Ослепительная палитра и эмоциональность Ван Гога, Гогена и фовистов проложили путь экспрессионизму. Рожденный тревогами и смятением Германии 1920-х годов, экспрессионизм стал отражением глубоко личного взгляда художника. Это было движение индивидуалистов, лишенное единого стиля.
Термин «экспрессионизм» предложил чешский искусствовед Антонин Матейчек (1889-1950) в 1910 году, определяя новый художественный стиль, противоположный, по всей видимости, импрессионизму. Согласно Матейчеку, экспрессионизм должен отражать внутренние переживания автора — в отличие от импрессионизма, беспристрастно изображавшего окружающую действительность. Два года спустя, в 1912-м, термин использовал Гервард Вальден (1879-1941) в своем журнале «Der Sturm» («Буря»).
Настроения и чувства
Экпрессионизм — это настроение, чувства и мысли художника, которые он передает посредством ярких, живых, резких, порой неприятных, искаженных образов. Произведение искусства субъективно и является отражением личности автора, а не объективной бесстрастной картиной.
Художники-экспрессионисты работали с цветом как с условностью, а композиции их картин порой раздражают дисгармонией, но они вовсе не стремились создать фотографическое подобие жизни или удовлетворить эстетические потребности публики. Композиция и цвет должны, по их мнению, помочь зафиксировать эмоции. Подобно другим художественным течениям, экспрессионизм не был детищем какой-то одной организованной группы художников; напротив, многие из тех, кого считают экспрессионистами, даже не были знакомы друг с другом и никогда не относили себя к определенному направлению.
«Чем сильнее напуган мир... тем абстрактнее искусство» Василий Кандинский
В годы, когда в обществе нарастали тревога и напряжение, в городах Германии почти одновременно появились экспрессионистские картины. Выступая против традиционного искусства, экспрессионисты положительно относились к символизму и некоторым мастерам — Ван Гогу, Эдварду Мунку (1863-1944) и Джеймсу Энсору (1860-1949). В целом они стремились поразить зрителя силой эмоций, исходящей от их холстов, а не техническим мастерством.
Die Brucke
Существовало несколько объединений экспрессионистов. В 1905 году в Дрездене четверо немецких художников во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880-1938) создали общество «DieBrucke» («Мост»), в которое вошли Макс Пехштейн (1881-1955), Кеес ван Донген (1887-1968), Эмиль Нольде (1867-1956), Карл Шмидт-Ротлуф (1884-1976) и Эрих Хеккель (18831970). Художники «Моста» бросили вызов традиционным стилям, к которым в ту пору относились уже импрессионизм и постимпрессионизм. Они считали, что их деятельность станет мостом между искусством прошлого и будущего.
В 1906 году они провели первую выставку и опубликовали манифест своей группы. Большинство из художников работали в намеренно упрощенной грубоватой манере, обдуманно искажая формы предметов и колористику, подчеркивая и выделяя некоторые элементы. Частой темой их картин становился современный город, в котором они видели нарастающую агрессию пугающего мира. Нольде был членом «Моста», но гораздо лучше известен как экспрессионист-одиночка. На творчество художников «Моста» немалое влияние оказал примитивизм (искусство Африки и Океании, которое художники ценили за непосредственность). Когда над миром нависла зловещая тень Первой мировой войны, экспрессионисты окончательно уверились, что современная жизнь невыносима, люди алчны, эгоистичны и жестоки, и, обращая внимание на пороки общества, они сумеют своим творчеством изменить мир и людей к лучшему. Между 1910 и 1914 годами большинство членов «Моста» переехали в Берлин.
«Художник изображает то, как он видит предмет, а не то, как тот выглядит на самом деле; фактически он создает новый облик предмета» Эрнст Людвиг Кирхнер
Der Blaue Reiter
В 1911 году в Мюнхене появилось другое художественное объединение, «DerBlaue Reiter» («Синий всадник»), куда вошли Василий Кандинский (1866-1944), Франц Марк (1880-1916), Пауль Клее (1879-1940), Алексей фон Явленский (1864-1941) и Август Маке (1887-1914). Они мечтали возродить в обществе духовные ценности и позаимствовали название у Кандинского, который в 1903 году написал картину «Синий всадник». Кандинский и Марк восторгались мощью и красотой лошадей, а синему цвету оба придавали мистическое значение. Черпая вдохновение в работах Ван Гога, Гогена, Мунка, в примитивном искусстве, они верили, что их творчество может вернуть глубинный смысл человеческому существованию. Кандинский говорил, что он стремится создать «новые отношения с природой». «Der Blaue Reiter» был гораздо менее официальной структурой, чем «DieBrucke», и никаких манифестов не издавал, но в 1912 году Марк и Кандинский опубликовали сборник эссе об искусстве.
Кандинский, лидер этой группы, полагал, что простые формы и цвета точнее отображают чувства и настроения и не следует перегружать картину изображениями предметов. Как следствие, он стал одним из первых художников-абстракционистов. Члены «Синего всадника» создавали простые, ясные и яркие полотна, выражавшие их отношение к современному миру. С началом Первой мировой войны в 1914 году Марка и Маке призвали в германскую армию, и вскоре оба погибли на фронте; русские члены группы — Кандинский, фон Явленский и другие — вынуждены были вернуться домой. «Синий всадник» прекратил свое существование.
Многие известные немецкие экспрессионисты — Отто Дикс (1891-1969), Лионель Фейнингер (1871-1956), Георг Гросс (1893-1959) и Макс Бекман (1884-1950) — работали независимо, вне объединений, но так же красочно и выразительно передавали в живописи собственные переживания, особенно ужасы военного времени. Во Франции экспрессионизм представлял Жорж Руо (1871-1958), в Австрии — Оскар Кокошка (1886-1980) и Эгон Шиле (1890-1918).
«Крик»
Одним из вдохновителей экспрессионизма стал норвежский художник Эдвард Мунк. В 1893 году он создал картину «Крик» и серию литографий. На картине — кричащий в отчаянии человек на фоне кроваво-красного неба. На заднем плане — Христиания (нынешний Осло), столица Норвегии.
Мунк вспоминал, как родилась картина: «Я прогуливался с двумя приятелями — солнце садилось — неожиданно небо окрасилось в кроваво-красный цвет — меня охватила тоска — во внезапно нахлынувшем изнеможении я прислонился к забору — кровавые сполохи и языки огня полыхали над темно-синим фьордом и над городом — приятели пошли дальше, а я все стоял там, дрожа от ужаса, — и слышал бесконечный крик, пронзающий природу».
Ницше
Экспрессионизм часто связывают с творчеством немецкого философа Фридриха Ницше (1844— 1900). В своем сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) Ницше анализирует различия двух типов визуального опыта: аполлонического и дионисийского. Аполлоническое — это порядок и соразмерность, а дионисийское — индивидуальные проявления, спонтанные и чувственные, не поддающиеся рациональному осмыслению. Экспрессионизм, с его кричащими цветами и страстными образами, является, безусловно, дионисийским стилем.