Найти тему
Секреты Старого Китая

Владимир Амида: как отличить настоящее ушу от декорационного?

Ни Хао! 你好! :)

Обычно я пишу тематические статьи на профильные темы, касающиеся тех или иных аспектов стиля #багуачжан, их уже десятки и надеюсь рано или поздно они "выделятся" в книгу. Но сегодня у меня флудо-пост, то есть рассуждения на тему.

Какая это тема? А вот такая.

Нет-нет да и возникает снова вечная тема, например, после просмотра очередного видео по #тайцзицюань с применением 8 усилий, вследствие чего оппоненты "отлетают", возникла опять эта незатихающая дискуссия и мнения разделились на два лагеря.

Одни говорят:

....да вы не доросли до этого, это и есть то самое, высшее, применение тонких усилий, реализация принципов тайцзи и т.д...

Другие ровно тоже, но наоборот.

Видя такое недопонимание среди читателей, я изложу свое мнение тут.

Но придётся немного уйти в историю. О текущем состоянии ушу и причинах исторического упадка уже написано громадное количество статей (читай, например, вот эту подборку статей ), поэтому сейчас только тезисно перечислю некоторые из них:

  • массовость в распространении и преподавании боевого искусства в отличие от старого принципа индивидуального обучения;
  • отсутствие социального запроса на боевую практику и применение сегодня;
  • социальное переустройство старого Китая после Синьхайской революции, что переформатировало и традиционный уклад школ боевых искусств в Китае;
  • огнестрельное оружие, с этим всё понятно, хотя холодное оружие и использовалось вплоть до 40-х годов 20 в;
  • Культурная революция и запрет даже после неё изучать и культивировать боевые аспекты;
  • создание множества оздоровительных, имитационных, гимнастических, новых направлений ушу, цели которых очень сильно отличались от целей Старого ушу.
-2

Таким образом, уже сегодня из всего множества стилей, направлений, учителей, найти представителей старой школы бывает весьма проблематично.

-3

Некоторые говорят:

Важна линия преемственности, учитель должен быть обязательно китайцем.

Но мы видим, что не факт!Множество в том числе и китайских учителей занимаются сами и преподают ученикам откровенно декоративную версию, созданную не для применения, а для демонстраций.

-4

Поэтому я выделю несколько основных моментов на которые необходимо обратить внимание при выборе настоящей школы или настоящего, а не декорационного учителя:

  • Первое время хороший упор на цзибенгун ( 基本功 / базовая работа ), а не длинные и красивые формы. Работа с телом, шеньфа ( 基本功 / телесные методы ).
  • Не игнорирование физической и силовой подготовки традиционного ушу. Причём не важно, стиль т.н. "внутренний" (#нейцзяцюань / 内家拳) или т.н. "внешний" (#вайцзяцюань). Сейчас особенно в фэйковых группах по #тайцзицюань этот аспект игнорируется абсолютно, дескать "физкультура слишком низко для нас".
  • Практика парной работы. В разных стилях свои методы и методики, они очень богаты: отработка боевых коротких связок, #дуйлянь (парная тренировка / 對練 ) и т.д.
-5
-6
  • Пропорция изучения #таолу к иному не должна превышать 50%, т.е. таолу изучается и практикуется в традиционном Старом ушу (чуантун угун / 传统武功 ) не более, а то и менее 50%. А например в старом шаолиньском ушу формы учили ещё меньше. А сейчас в большинстве современных стилях - только ими и занимаются. Это не совсем правильно.
-7
  • Гармоничное сочетание внешних методов и внутренних (#нэйгун, #яншэнгун /養生功 ), боевого У (武) и культурного Вэнь (文) или как говорится:
вэнь у цюань цай
иметь универсальный талант в гражданском и военном деле
文武全财
-8
  • Старые методы имели глубокое содержание, а не красивую форму. Увы, в современном ушу с точностью до наоборот. Эстетика вышла на передний план. В старом же ушу (чуантун угун / 传统武功 ) и формы-таолу были гораздо менее вычурными, но и тренировали их глубже, дольше и с тщательным, детальным разбором и погружением. На примере багуачжан можно проследить, как вторая половина ХХ века родила громадное количество длинных и красивых форм (все эти юшэнь ляньхуань чжан / 游身连环掌 / и т.д.).

Есть ещё множество иных отличительных характеристик, но уж больно они узкопрофильны. Я привёл лишь основные, наиболее сущностные по моему мнению.

-9

Ну и напоследок всё же коснусь темы, которая была упомянута в начале и которая стала триггером этого поста: видео демонстрации усилий тайцзицюань, где лёгким воздействием партнёры отлетают как по мановению волшебной палочки.

Итак, мысли вслух:

  • демонстратор работает очень условно и в основном только на ведомых учениках, которые испытывают определённый пиетет перед своим шифу, школой или собственно занятиями.
  • демонстрируемое работает только при наличии целого ряда обусловленных факторов ("так не дави", "так не изменяй" и т.д.).
  • при малейшем свободном изменении всё это пропадает и включаются совершенно иные рефлексии (предлагал адептам применить на мне - не работает! :) ).
  • это может быть полезно, как изучения себя и некоторых внутренних аспектов, но если не практиковать остальные аспекты в комплексе (которые я перечислил выше в этой статье), то становится абсолютной декорацией, "игрушкой для своей песочницы", не имеющей никакой прикладной ценности. А ведь подаётся (продаётся) чаще всего как некое высшее, тайное и чуть ли не запредельное. И не удивительно что подобные вещи стали популярны не в обществах бойцов угун, а в хобби-сообществах "даосской эзотерики" (надеюсь не обидеть, точнее шизотерики ), офисных работниках и людях умственного труда, творческой интеллигенции. То есть там, где особо не в почёте методы физической работы и применение насилия к окружающим.

Вот так и произошла подмена понятий, когда люди всю жизнь занимаясь подобными вещами, в надежде освоить "тайную пилюлю" не работая и не потея, по сути дела становятся "мастерами" только вербально или в своём воображении...

Я сейчас не касаюсь реальных даосских внутренних методов нейдань (методов внутренней работы плавки эликсира) , которые бесспорно существуют в лоне даосской традиции в том числе и в некоторых стилях и направлениях ушу. Но нужно понимать, что такие вещи учить и изучить в отрыве от живого Учения практически невозможно. А я беру именно кулак (тайцзи цюань) или кулачное искусство, ведь тайцзи, хотя и тайцзи, но всё же кулак ( цюань / 拳), т.е. должно выполнять в том числе и боевую функцию, чего мы уже давно не наблюдаем. Сразу оговорюсь, что не много, но всё же есть Учителя тайцзицюань, у которых с этим аспектом все в порядке.

Итак, надеюсь мои скромные уложения могут помочь вам при выборе школы, а вернее учителя, с чем сейчас большая проблема, особенно на фоне громадного количества фэйкового ушу (читай мою статью, что вызвала переполох в интернетах "ТОП 3 ФЭЙКОВЫХ ШКОЛ ТБИ") и даже вроде как аутентичного, но уже давно декорационного.

До свиданья или Цзай Цзянь!

再见!

С уважением глава Общества изучения багуачжан - Владимир Амида (с)