Ни Хао! 你好! :)
Обычно я пишу тематические статьи на профильные темы, касающиеся тех или иных аспектов стиля #багуачжан, их уже десятки и надеюсь рано или поздно они "выделятся" в книгу. Но сегодня у меня флудо-пост, то есть рассуждения на тему.
Какая это тема? А вот такая.
Нет-нет да и возникает снова вечная тема, например, после просмотра очередного видео по #тайцзицюань с применением 8 усилий, вследствие чего оппоненты "отлетают", возникла опять эта незатихающая дискуссия и мнения разделились на два лагеря.
Одни говорят:
....да вы не доросли до этого, это и есть то самое, высшее, применение тонких усилий, реализация принципов тайцзи и т.д...
Другие ровно тоже, но наоборот.
Видя такое недопонимание среди читателей, я изложу свое мнение тут.
Но придётся немного уйти в историю. О текущем состоянии ушу и причинах исторического упадка уже написано громадное количество статей (читай, например, вот эту подборку статей ), поэтому сейчас только тезисно перечислю некоторые из них:
- массовость в распространении и преподавании боевого искусства в отличие от старого принципа индивидуального обучения;
- отсутствие социального запроса на боевую практику и применение сегодня;
- социальное переустройство старого Китая после Синьхайской революции, что переформатировало и традиционный уклад школ боевых искусств в Китае;
- огнестрельное оружие, с этим всё понятно, хотя холодное оружие и использовалось вплоть до 40-х годов 20 в;
- Культурная революция и запрет даже после неё изучать и культивировать боевые аспекты;
- создание множества оздоровительных, имитационных, гимнастических, новых направлений ушу, цели которых очень сильно отличались от целей Старого ушу.
Таким образом, уже сегодня из всего множества стилей, направлений, учителей, найти представителей старой школы бывает весьма проблематично.
Некоторые говорят:
Важна линия преемственности, учитель должен быть обязательно китайцем.
Но мы видим, что не факт!Множество в том числе и китайских учителей занимаются сами и преподают ученикам откровенно декоративную версию, созданную не для применения, а для демонстраций.
Поэтому я выделю несколько основных моментов на которые необходимо обратить внимание при выборе настоящей школы или настоящего, а не декорационного учителя:
- Первое время хороший упор на цзибенгун ( 基本功 / базовая работа ), а не длинные и красивые формы. Работа с телом, шеньфа ( 基本功 / телесные методы ).
- Не игнорирование физической и силовой подготовки традиционного ушу. Причём не важно, стиль т.н. "внутренний" (#нейцзяцюань / 内家拳) или т.н. "внешний" (#вайцзяцюань). Сейчас особенно в фэйковых группах по #тайцзицюань этот аспект игнорируется абсолютно, дескать "физкультура слишком низко для нас".
- Практика парной работы. В разных стилях свои методы и методики, они очень богаты: отработка боевых коротких связок, #дуйлянь (парная тренировка / 對練 ) и т.д.
- Специальная подготовка. Это целый комплекс различных методик: работа с тяжестями, методы обхлопывания-#пайдагун и различные набивки , работа с предметами (столбы, деревья, боксёрский мешок и другие ударные тренажеры ушу, и ещё много-много чего малоизвестного широкой публике), всевозможные методы работы на мягкость или твёрдость тела (интересно узнать подробнее - читай мою статью:"Утерянное искусство багуачжан или методы специальной тренировки"!).
- Пропорция изучения #таолу к иному не должна превышать 50%, т.е. таолу изучается и практикуется в традиционном Старом ушу (чуантун угун / 传统武功 ) не более, а то и менее 50%. А например в старом шаолиньском ушу формы учили ещё меньше. А сейчас в большинстве современных стилях - только ими и занимаются. Это не совсем правильно.
- Гармоничное сочетание внешних методов и внутренних (#нэйгун, #яншэнгун /養生功 ), боевого У (武) и культурного Вэнь (文) или как говорится:
вэнь у цюань цай
иметь универсальный талант в гражданском и военном деле
文武全财
- Старые методы имели глубокое содержание, а не красивую форму. Увы, в современном ушу с точностью до наоборот. Эстетика вышла на передний план. В старом же ушу (чуантун угун / 传统武功 ) и формы-таолу были гораздо менее вычурными, но и тренировали их глубже, дольше и с тщательным, детальным разбором и погружением. На примере багуачжан можно проследить, как вторая половина ХХ века родила громадное количество длинных и красивых форм (все эти юшэнь ляньхуань чжан / 游身连环掌 / и т.д.).
Есть ещё множество иных отличительных характеристик, но уж больно они узкопрофильны. Я привёл лишь основные, наиболее сущностные по моему мнению.
Ну и напоследок всё же коснусь темы, которая была упомянута в начале и которая стала триггером этого поста: видео демонстрации усилий тайцзицюань, где лёгким воздействием партнёры отлетают как по мановению волшебной палочки.
Итак, мысли вслух:
- демонстратор работает очень условно и в основном только на ведомых учениках, которые испытывают определённый пиетет перед своим шифу, школой или собственно занятиями.
- демонстрируемое работает только при наличии целого ряда обусловленных факторов ("так не дави", "так не изменяй" и т.д.).
- при малейшем свободном изменении всё это пропадает и включаются совершенно иные рефлексии (предлагал адептам применить на мне - не работает! :) ).
- это может быть полезно, как изучения себя и некоторых внутренних аспектов, но если не практиковать остальные аспекты в комплексе (которые я перечислил выше в этой статье), то становится абсолютной декорацией, "игрушкой для своей песочницы", не имеющей никакой прикладной ценности. А ведь подаётся (продаётся) чаще всего как некое высшее, тайное и чуть ли не запредельное. И не удивительно что подобные вещи стали популярны не в обществах бойцов угун, а в хобби-сообществах "даосской эзотерики" (надеюсь не обидеть, точнее шизотерики ), офисных работниках и людях умственного труда, творческой интеллигенции. То есть там, где особо не в почёте методы физической работы и применение насилия к окружающим.
Вот так и произошла подмена понятий, когда люди всю жизнь занимаясь подобными вещами, в надежде освоить "тайную пилюлю" не работая и не потея, по сути дела становятся "мастерами" только вербально или в своём воображении...
Я сейчас не касаюсь реальных даосских внутренних методов нейдань (методов внутренней работы плавки эликсира) , которые бесспорно существуют в лоне даосской традиции в том числе и в некоторых стилях и направлениях ушу. Но нужно понимать, что такие вещи учить и изучить в отрыве от живого Учения практически невозможно. А я беру именно кулак (тайцзи цюань) или кулачное искусство, ведь тайцзи, хотя и тайцзи, но всё же кулак ( цюань / 拳), т.е. должно выполнять в том числе и боевую функцию, чего мы уже давно не наблюдаем. Сразу оговорюсь, что не много, но всё же есть Учителя тайцзицюань, у которых с этим аспектом все в порядке.
Итак, надеюсь мои скромные уложения могут помочь вам при выборе школы, а вернее учителя, с чем сейчас большая проблема, особенно на фоне громадного количества фэйкового ушу (читай мою статью, что вызвала переполох в интернетах "ТОП 3 ФЭЙКОВЫХ ШКОЛ ТБИ") и даже вроде как аутентичного, но уже давно декорационного.
До свиданья или Цзай Цзянь!
再见!
С уважением глава Общества изучения багуачжан - Владимир Амида (с)