Найти в Дзене
Подписаться

Анонимные электронные кошельки пополнять наличкой нельзя. А транспортные карты?

Мало нам поводов для беспокойства в 2020 году, так государство подкинуло ещё одну причину поволноваться. С 3 августа 2020 года вступили поправки в Федеральный закон №161-ФЗ, регулирующий деятельность платёжных систем

Изменений много - 13 статей. Одно из существенных, которое у всех на слуху - запрет на пополнение неидентифицированных счетов электронных денежных средств (ЭДС) наличными через терминал приема платежей. Ограничение введено с целью борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и торговлей разным запрещённым.

У граждан немедленно возник вопрос: а транспортные карты - это электронные деньги/ЭДС или нет? На первый взгляд похоже на электронные деньги, и счет уж точно анонимный - купил такую в кассе Метро и пользуйся сколько влезет. Паспорт не спросят.

Многие их виды работают не только в транспорте, но и в других местах. Екарта с тарифом "Электронный кошелёк" позволяет не только платить за проезд, но и оплачивать парковку. Московская "Тройка" с аналогичным тарифом позволяет платить в некоторых музеях.

Мы же, вооружившись безотказной бытовой логикой, пройдемся по страшилкам о картах.

Что такое карта с точки зрения закона? Это некий инструмент контроля расчетов по договору. В случае с транспортной картой - расчеты между пассажиром и транспортной компанией. Иногда - с другими партнёрами. Главный смысл в том, что все получатели заключили договор с оператором, обслуживающим карту. В чем отличие от электронных денег? В том, что такой картой можете заплатить только в сервисах эмитента карты. То есть это своеобразная предоплата за пользование услугой - транспортом, парковкой или другими городскими сервисами. Мы не можем передавать средства с баланса одного пользователя на баланс другого или проводить платежи в пользу неустановленного круга третьих лиц.

При этом, есть еще такой нюанс: обычные транспортные карты могут быть анонимными - вопросов нет. Но льготные всегда персонифицированы. Это означает, что они не анонимные.

Чтобы снять деньги (если это вообще возможно) с таких карт нужно написать заявление в котором вы себя ещё раз более чем идентифицируете.

Кроме того, давайте обратимся к к Федеральному закону от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", который был упомянут выше:

п.18 ст.3 гласит: электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

То есть строго говоря, тут нет указания на то, насколько ограничен круг третьих лиц - вообще любые они или нет. Исходя из этого, под строгое определение ЭДС могут попадать все карты, которые обслуживаются не Гортрансом, и договор/оферта на использование которых заключаются в интересах трёх сторон.

На основании хотя бы этих данных школьные карты точно не являются ЭДС.

Поэтому мне легко могут возразить: "Логика - это хорошо. Но мы живем в России, поэтому у нас возможны любые чудеса, а законодатели, порой, живут в мире удивительно отличном от мира простых смертных. Где гарантия, что твоя бытовая логика совпадает с логикой ЦБ?"

А гарантия - вот она:

Вступившие в силу с 3 августа изменения в закон о национальной платежной системе, ограничивающие пополнение наличными неперсонифицированных (анонимных) электронных кошельков, не распространяются на транспортные карты, эмитируемые транспортными организациями или пополняемые через них. Также ограничения не распространяются на школьные карты, поскольку такие карты не являются анонимными. Сообщает нам ЦБ РФ.

Подведем итог:

Транспортные карты по-прежнему можно пополнять наличными, т.к. далеко не все они являются электронными деньгами. Тем системам, которые формально подпадают под определение ЭДС, ЦБ дает отсрочку до 1 октября 2020, чтобы скорректировать бизнес-модель.