Когда хочется что-то подрезать и укоротить
О наличии кризиса – точнее, о глубине падения экономики, можно судить по качеству рекламы. Чем в первую очередь жертвует бизнес, попадая в кризисную ситуацию? Правильно – урезает рекламные бюджеты. И здесь кроется главная ошибка.
Эта ситуация по степени противоречивости схожа с процессом вкручивания лампочки втроем. Один стоит на стуле и держит лампочку, двое других держат стул навесу и вращают его, чтобы лампочка закручивалась.
Так и рекламодатель – он сокращает расходы на рекламу, но в то же время у него падают продажи. И какая тут экономия?
Приказы не обсуждаются
Рекламный отдел над приказами гендира не властен. Тут, как в армии – приказы не обсуждаются. Менеджер отдела маркетинга берет под козырёк и сокращает расходы, например, на дизайн. Это гораздо легче, чем пробовать другие рекламные площадки, налаживать новые связи. Оговорюсь, что происходит такое в крупных компаниях, у которых большая инерция и некоторый запас прочности. Снижение продаж у крупного бизнеса проявляется не сразу, поэтому отследить мгновенную реакцию на смену качества дизайна сложно.
Однако со временем «дизайн, на котором сэкономили» начинает проявлять себя, вызывая недоумение покупателей. Результат – продажи медленно, но всё же падают. У рекламного отдела начинается паника. Что случилось? Нам надо больше рекламы! Мы же поменяли дорогое агентство на бюджетное, но теперь и оно для нас дорого, поэтому мы бежим к фрилансеру.
Результат проявляется быстро. Мы не падаем – мы летим в бездну. Казалось бы, мы завесили весь город рекламными щитами, усилили интернет-рекламу, запустили контекст, но нас не покупают.
Что же случилось? Все просто, причин несколько.
Первая причина – это стиль
Вас перестали узнавать. У вас был выработан оригинальный стиль для различных рекламных носителей: привычная геометрия, устойчивое цветовое решение, качество, композиция, ракурс, цвет и свет в изображениях. Но вдруг этого не стало. Возможно, вы даже не знали, что у вас все это есть, но рекламный отдел, эти мощные профессионалы, они- то знали наверняка.
Но вы дали распоряжение снизить бюджет. И рекламщики понуро поплелись из дорогого агентства в сторону странной студии за углом.
Предположим, путем интеллектуальных сверхусилий маркетинговый отдел придумал невероятный ход – вам нужно скидочное предложение. Оно поднимет продажи выше Лахта Центра. Как теперь донести до покупателя эту радость? О! Идея! Большие буквы + пёстрый фон. Их точно заметят. Правильно, заметят. Но не прочтут и не запомнят. И уж точно не будут ассоциировать с вами. Ваша реклама в один момент перестала рассказывать потребителю о вашем бренде, вы превратились в одного из многих. В этой рекламе не стало вас.
Посмотрите на наружную рекламу фитнес-центров. Мы нарастили жирок за кризис и его нужно срочно скинуть. Центры простаивали, теряли на аренде. Они жаждут посетителей! На нас обрушилась лавина коммерческих предложений. Масса наружной рекламы, обещающей скидку. Но всё это такого качества, как будто рекламируется качалка в подвале, а не сетевой клуб. Старый клиент с неосвоенным абонементом к вам вернется, а вот новый еще 20 раз подумает. Он может вас перепутать с другим клубом. Он решит, что вы и ваш конкурент за углом - это один и тот же спортивный клуб.
Вторая причина – это обесценивание
Реклама СТИЛЬНЫЕ КУХНИ должна быть стильной, а не сделанной топором.
Распродажа брендовой одежды не должна вызывать ассоциацию с двумя мешками «шмота», привезенными из Китая.
В рекламе пиццы должен быть вкусный продукт, а не вялое красное пятно с налепленной колбасой. Зато скидка при доставке от трех штук нам обещана. Я не хочу три невкусные пиццы с вашей рекламы, я хочу одну, но так, чтобы ее хотелось сковырнуть вилкой со щита. Если при этом я получу бонус, то это сделает меня вашим адептом.
Третья причина – это бренд
Все вдруг забыли, что продавая услугу, надо помнить, что мы в первую очередь продаем себя. А не скидку, не бонус, не уникальное предложение.
Почему вам вдруг прекратили доверять? Потому что ваше предложение, при всей своей заманчивости, стало выглядеть как некачественная подделка. За ним не стоит надежной компании.
Мы не хотели такого, просто так вышло
Так вышло по вполне объяснимым причинам. Фрилансер, к которому вы обратились, чтобы сэкономить, не изучил вашу конкурентную среду, ваш стиль, ваши прошлые кампании. Он выполнил задание рекламного отдела, не проявляя к нему никакого сострадания. В его задачи не входит вылечить больного. Он живет сиюминутным результатом. Сдал рекламу быстро - быстро получил деньги. Какие претензии? Всё в рамках технического задания.
Хотите больше – платите больше. Фрилансер не питает амбиций и не хочет стать вашим другом надолго. Давайте откровенно. Ни для кого не секрет, что жизнь в рекламе и в рынке - это взаимовыгодный симбиоз. Когда вы примете факт, что задача брендинг -студии, рекламного агентства, типографии - не сиюминутная нажива, а плодотворное сотрудничество, результат не заставит себя ждать.