Пугать детей надо правильно! Нет-нет, я не шучу. Все эти современные ужастики с реками красной жидкости, разделкой на филе и прочие составляющие всех героев, воплями ужасов и чудищами во всем великолепии анатомических подробностей — все это е-рун-да (да еще на постном масле, как говорила одна бабуля в деревне).
Вы хоть раз наблюдали массовое бегство детей их кинотеатров (или хотя бы от телевизора) во время просмотра таких фильмов?
Я — нет.
А вот во времена моего детства — было дело, было.
До сих пор помню панику, которая охватила малолетних зрителей на одном из сеансов.
Мальчишка — лет может шести — подорвался с первого ряда и с воплями кинулся к дверям. Остальные, судя по всему решили, что если кто-то вопит и бежит — значит, есть повод.
Взрослых в зале было маловато — сеанс, как никак, дневной.
С визгами и воплями, не особо вдаваясь в причины, юные зрители начали исход из зала. Крики билетерши на них особого внимания не произвели.
-А что случилось- то? — Спрашивали мы друг у друга, выскочив на свет божий.
Что случилось — никто не знал. Кто-то утверждал, что из экрана вылезла рука и потянулась к тем, кто сидел на первом ряду. Кто-то — что транспортное средство панночки чуть не вылетело в зал…
Догадались уже, что мы смотрели? Правильно, «Вий» 1967 года. Удивительный фильм, сейчас поражает наивностью, но тогда… Второй раз, уже с родителями, я смело всего-то зажмурился, на моменте когда Вий сообщает:
— Поднимите мне веки!
Впрочем, «Вий» был далеко не самым страшным фильмом. Знакомые недавно вспоминали “ Дикую охоту короля Стаха». И фильмом ужасов этот фильм толком не назовешь, вроде как. Я его помню — он как паутина, опутывал и затягивал, и дышать мы старались тише, когда смотрели.
Сейчас такие фильмы называют нуаром и готикой — но мы тогда слов подобных не знали.
Мистика. переплетенная с реальностью, завораживала. И даж вполне-таки оптимистический конец навеянный ужас никак не хотел забирать — бегущий за каретой карлик нам, детям, намекал: все не так просто!
Приятельница вспоминала — после того, как посмотрела «Дикую охоту короля Стаха» еще долго, оставаясь дома одна, пряталась под кроватью.
На третий «самый жуткий фильм» мы прорывались в кинотеатр почти что с боем. Он назывался «Вожди Атлантиды», и кто-то там решил, что детям до 16 его смотреть нельзя. Но посмотреть хотелось. Поэтому перед сеансами у дверей обычно собиралась ноющая толпа детей и подростков, уламывающая бабулю-билетершу нас пустить.
Бабулька в положение вникала, пропускала.
В те времена мы ничего не слышали ни о Лавкрафте, ни о чудище Дагоне, и вообще о морских монстрах никто не задумывался. Однако зарги, летающие крокодилы и — апофеоз всему! — огромный спрут, впечатление производили мощное.
Самые впечатлительные из зала не ломились только потому, что обратно попасть (на другой сеанс) было проблематично. Да и за панику свои могли потом поколотить (вдруг бы всех выгнали!).
В тот же год, вернувшийся из Евпатории приятель из нашей компании рассказывал, как доплыл до буйка и…задел ногой трос, которым буек крепился то ли ко дну, то ли к якорю… То, что это трос, он не сообразил.
С воплями «на помощь» он рванул к берегу вольным стилем, поставив, пожалуй. мировой рекорд скорости. Куда там чемпионам, когда ногой под водой что-то непонятное задел!
Народ (которого на пляжах всегда немало) — воплями озаботился. Кто ринулся на помощь бедолаге (тот еще и от спасателей умудрился отбиться по пути), кто на выход из воды, не понимая, что происходит, но от греха подальше…
— Меня кто-то за ногу у буйка схватить пытался! — объявил он, оказавшись на спасительной суше и навел еще большего шухеру…
Пока взрослые разобрались с его впечатлениями и с тем, что его могло «за ногу хватать», он умудрился пересказать сюжет «Вождей Атлантиды» паре-тройке ровесников… В общем, после приключения родители решили сменить место дислокации и начали ездить совсем на другой пляж.
А вас какие фильмы в детстве пугали?