Как-то я спросила коллегу, которая никогда не ходила в отпуск и все болезни переносила на ногах.
- Почему ты не отдыхаешь, Валентина?
- Если я остановлюсь, я развалюсь. Я живу в таком напряжении, что остановка выбьет меня из седла навсегда. Я просто рассыплюсь. А у меня четыре дочки, три внука и муж игроман. Никак мне нельзя рассыпаться.
Но ей пришлось остановиться. Через четыре года. Ее выбила из седла тяжелая болезнь. И хотя с ней она справилась, но встать в ряды рабочих лошадок уже не смогла.
Превратилась в тонкую полупрозрачную тень. Жизнь в ней еле теплится, хотя точного диагноза врачи поставить не могут.
Три дочки разъехались по миру. А одна с ней живет: занимает все комнаты в трехкомнатной материнской квартире, а мать спит в темной комнате – ей много места теперь не надо.
Муж игроман от азартных игр излечился: как мою коллегу на операцию увезли, так он сразу же от шока и завязал. Теперь в карты – ни-ни. Бухать, стал, правда, - но ведь это как все нормальные мужики, жена не нарадуется.
Только вот с ними он уже два года как не живет, съехал в доставшуюся от тетки квартиру. Но иногда приходит повидаться.
Возьмет у жены денежку, сбегает за чекушечкой, сядет рядом, пьет да приговаривает.
-Эх, Валентина-валюшечка, вот раньше бывало пирогов напечешь, дух стоит по всему подъезду, вот времена хорошие были. А теперь лежишь тут черной веткою - горемыки мы горемыки. На кого ж ты нас покинула?
- Так я вроде еще не покинула, - отвечает Валя.
Но это замечание муж пропускает мимо ушей. Посидит-посидит так с полчасика и убегает до следующего посещения. Через месяц-другой снова заскочит.
А на работе ее до сих пор помнят. Когда начальник кого пристрожить хочет, говорит: «Вот, Валентина, была, человек, понимаешь. Всю себя работе отдавала, сгорела, можно сказать, на передовой. Ее на операционный стол от станка увозили. Не то что вы, тунеядцы!».
Поминают ее часто, но к ней не звонят и на праздники не приглашают – не хотят беспокоить, наверное. Да и дел по горло.
А с друзьями она сама видеться перестала. Не хочет, чтобы ее такую видели, стыдно ей, что марку растеряла.
Вот и лежит теперь в своей темной комнате и одна у нее радость осталась - перебирать мысленно все свои подвиги – и трудовые, и семейные. Вспоминать прошлое и ему радоваться – потому что в настоящем радоваться нечему…
Сильный человек отрицает свои пределы, а зрелый знает их.
Поэтому сильный перешагивает предел и рассыпается на мелкие осколки. А зрелый до предела не доходит. Он, только начав шататься, разворачивается к миру и произносит фразу, которую сильный боится как огня: «Я не справляюсь. Мне нужна помощь».
Запросить помощь стыдно, унизительно и опасно. Потому что есть те, кто может от тебя отвернуться, обнаружив, что ты не громада. Есть те, кто захочет воспользоваться твоей уязвимостью. И те, кто с готовностью заклеймит, чтобы выглядеть на твоем фоне праведником, тоже есть.
Но есть и другие - те, кто протянут тебе руку и подставит плечо. Чтобы однажды, пройдя через ветхий участок своей судьбы, ты снова расправил плечи и стал атлантом.
Не так давно я признала свои пределы и рассказала о том, что меня мучит. Далось мне это с большим трудом. Самомнение пищало на все лады, система безопасности сорвалась с предохранителей и оттормаживала меня изо всех сил: было страшно утратить лицо и обнажить свои реальные размеры перед собой и перед миром. Но я помнила про Валентину и хотела другой судьбы.
Мне помогли читатели, откликнувшись на мое эссе сердечными словами. Меня оживили друзья, подарив мне свое время и приятие. Мне помог близкий человек, старательно изобретавший для меня решения. Мир принял во мне участие. И стало легче. Вроде все обстоятельства жизни те же самые – а я другая. Я благодарю всех, кто поддержал меня. Это очень целительно.
И призываю вас – не будьте как Валентина, вытравливайте из себя сильного человека и поселяйте вместо него зрелого… Я думаю, гибкость важнее силы. Уж во всяком случае, адаптивней. А вы как считаете?
____
Уважаемые читатели! Я приглашаю вас к тактичному и доброжелательному обсуждению. Любые оскорбительные сообщения в мой адрес или адрес других людей будут отправляться в бан вместе с их авторами. Мой канал место для размышления и поддержки, а не для слива агрессии.
Автор текста и канала: психолог Галина Соколенко
____
Читайте другие мои статьи: Уже можно и Все ли со мной в порядке? - грань между неврозом и психозом