Найти тему

Первый российский полет в небе над Арктикой длился 4 часа 20 минут

Три пропавшие русские экспедиции (экспедиция Г. Л. Брусилова на «Святой Анне» по Северному морскому пути; экспедиция В. А. Русанова на «Геркулесе» к Северному полюсу; экспедиция Г. Я. Седова на «Святом Фоке» к Северному полюсу) подтолкнули российское правительство к неожиданным решениям.

Впервые в мире в небе Арктики появился самолет, пилотируемый русским летчиком, для поиска уцелевших участников пропавшей экспедиции. Шел 1914 год.

В самом начале этого года в мировой печати стали появляться сообщения, что начавшаяся еще в 1912-м русская полярная экспедиция, возглавляемая Г. Я. Седовым, по всей видимости, погибла, корабль «Святой Фока» раздавлен льдами. Однако высказывались соображения, что люди могли уцелеть и спастись, зазимовав где-нибудь к югу от Земли Франца-Иосифа или западнее Новой Земли. От правительства России ждали срочных мер по поискам пропавшей экспедиции, а заодно и других полярных исследователей – Брусилова, Русанова и их спутников. Для этой цели годились все традиционные способы передвижения: морские суда, собачьи упряжки.

Но очень заманчивым представлялось использование летательных аппаратов. Все-таки скорость перемещения у них несравнимо выше. К тому же за короткое северное лето и светлое время можно обследовать большие пространства. На поиски направились корабли «Грета» и «Печора» под общим командованием капитана 1-го ранга Исхака Ислямова. В распоряжение экспедиции предоставили самолет, управляемый военным летчиком Яном Нагурским.

Первый полярный летчик Я.И. Нагурский
Первый полярный летчик Я.И. Нагурский

Ему поручили самому выбрать марку машины, наиболее приспособленной, по его мнению, к полетам в высоких широтах. Таким самолетом оказался гидроплан «Фарман».

гидроплан "Фарман"
гидроплан "Фарман"

31 июля 1914 года пароход «Печора» с разобранным самолетом на борту вышел в море, а 3 августа достиг Крестовой губы на Новой Земле. Спустя четыре дня летательный аппарат собрали. 21 августа 1914 года произошло историческое событие – в небе Арктики впервые появился российский самолет.

Нагурский решил осмотреть западные берега Новой Земли. Однако резко испортившаяся погода не позволила полностью осуществить задуманное. В тумане и облаках Нагурский с трудом нашел «окно» для снижения и вынужденной посадки. Весь полет продолжался 4 часа 20 минут, самолет преодолел расстояние в 420 верст (примерно 448 километров). В Арктике впервые провели авиационную ледовую разведку. И хотя «Святого Фоку» найти не удалось, опыт использования авиации в суровых северных условиях открыл новую страницу в полярной истории.

Еще больше исторических фактов об освоении Арктики, о погибших и исчезнувших экспедициях можно узнать в новой книге издательства «Паулсен» - «Загадки и трагедии Арктики».

издательство "Паулсен"
издательство "Паулсен"

Заходите на сайт издательства www.paulsen.ru и знакомьтесь с книжными новинками!

Не забудьте подписаться на наш канал!