Креативное мышление ребенка - залог успеха взрослого человека. Тот, кто мыслит нестандартно, находит выходы из любых жизненных ситуаций и не подвержен стереотипам.
Дети обучаемы. Их легко заинтересовать любой, самой простой на взгляд взрослого человека вещью. Развитие креативности способствует формированию нетривиального мышления, развитию фантазии и усидчивости, делает ум гибким.
Креативность не синонимична творчеству. Если творческие способности - дар природы, то креативность поддается развитию. Словно мышцу, умение креативить можно “накачать” постоянными тренировками и специальными упражнениями.
Рассмотрим, несколько способов прокачать креативность. Их разработано великое множество, приведу пять основных:
1. Творчество
Предлагайте детям творческие задания без примера - аппликация, лепка, рисование. Пусть творит на свое усмотрение. Совмещайте готовые творческие наборы. К пластилину добавляйте бусины, делайте аппликацию на старых компакт-дисках или потрескавшейся бабушкиной вазе.
Дайте порисовать красками, мелом, цветными овощами, травой, углем, мокрой палочкой. Он будет удивлен возможностям знакомых вещей красить поверхность.
Эксперименты со звуками и музыкой - отличный способ развить креативность. Извлекайте звуки из всего что есть под рукой. Пойте на разные голоса, подражая звукам природы или имитируя говор людей.
Со временем ребенок станет придумывать творческие “необычности”. Внезапно сочинит стихотворение или зачитает на семейном застолье рэп.
2. Постановка нестандартных задач
Ежедневно маленький человек попадает в жизненные ситуации, которые требуют решения. Достать кофту с верхней полки, поднять с пола фантик и даже надеть рубаху можно разными способами.
Требует помощи и говорит, что не справится? Наводящими вопросами стимулируйте мозговую деятельность. Обращайте внимание на находящиеся рядом предметы, с помощью которых можно решить задачу. Апеллируйте к прошлому опыту. Возможно, он видел как кофту с полки доставал папа и чем он при этом пользовался. Сначала шестеренки будут двигаться со скрипом, а потом разгонятся - не остановите.
Фантик от конфеты поднимаем не руками, а ногами, палочками от суши, игрушечным экскаватором, куском скотча, лапами кота - многообразие способов решения обыденной задачи удивит ребенка и даст новый виток в его креативности.
Даже поломанную игрушку чинят разными способами - скотчем, клеем, с помощью 3D ручки или соединив с другой сломанной игрушкой.
Чем больше способов, тем быстрее ребенок поймет принцип их придумывания.
Постановка нестандартных задач решает еще одну проблему - самостоятельность. Дети с развитым мышлением принимают решение сами, без помощи извне. Там, где взрослый человек впадет в ступор, дети найдут выход.
3. Упражнения на прокачку креативности
- игры для ума, головоломки, лабиринты, задачи ТРИЗ учат генерировать идеи. Это специфические приемы и техники, которые позволяют манипулировать информацией и помогают находить новые идеи с помощью интуиции и воображения.
Нарисуйте абстрактные линии и предложите ребенку угадать, что нарисовано или дорисовать рисунок, отпустив на волю фантазию.
Придумывайте историю предмета. Увидели на улице потерянный ботинок — пусть предположит, как ботинок здесь оказался, и что с ним будет дальше. Игра увлекательная. Играть в нее можно играть бесконечно.
- упражнение “Тик-Так” помогает пересмотреть существующую реальность и изменить к ней отношение. Предложите ребенку тезисно изложить негативные мысли и отношение к происходящему, начиная со слова “Тик”, а затем заменить на положительные со словом “Так”
Пример:
Тик. Я никогда не смогу выучить это стихотворение. - Так, надо действовать постепенно, стоит только начать, сначала одно четверостишие, потом второе.
4. Путешествия
Выходите за пределы привычной обстановки. Замечено, что маленькие дети после вылазок совершают резкий скачок в развитии. Дети старшего возраста впитывают знания и применяют их на практики охотнее и быстрее в непривычной обстановке.
Путешествия дают пищу для ума, учат ориентироваться, не действовать по привычке, знакомят с новыми людьми, традициями и расширяют кругозор.
5. Ежедневное придумывание
Установите ребенку квоту на новые идеи, касающиеся его повседневной деятельности или учебы. Первое время идеи могут казаться смехотворными или притянутыми за уши. Со временем будут рождаться качественные “рабочие” идеи.
Томас Эдиссон устанавливал квоту на идеи для себя и сотрудников. Он запатентовал 1093 изобретения и свято верил в то, что ум надо тренировать.
Это лишь малая часть способов развития креативного мышления.
Ниже привожу список книг по развитию фантазии и умению мыслить нестандартно.
- Рисовый штурм. Майкл Микалко. Книга о креативности и развитии ума. С примерами и упражнениями. Книга написана для взрослой аудитории, но многие упражнения применимы для детей. Упражнение “Тик-Так” из нее.
- Грамматика Фантазии. Джанни Родари. Книга поможет детям найти свой собственный творческий путь.
- Создай свою вселенную. Братья Маклеод. Книга с упражнениями для развития воображения.
- Гибкий ум. Эстанислао Эбах. Книга о том, как видеть вещи иначе и думать нестандартно.
- И тут появился изобретатель. Генрих Альтшуллер. Эта и другие книги автора - кладезь идей, упражнений и опытов для развития воображения и креатива.
Дополняйте список своими упражнениями и книгами. Уверена, у вас есть что сказать по теме.
Автор: Наталья Кириллова
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статью автора:
Что делать если творческий ребенок не хочет учиться?
Почему после двух лет обучения на семейном образование дочка захотела пойти в школу. Что из этого получилось
Выбираем онлайн-школу с умом
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.