Приближается Преображение Господне - один из 12-ти важнейших христианских праздников. Он связан с очень знаменательным эпизодом из жизни Иисуса , описанным в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. По их рассказам Иисус, взяв с собой трёх учеников (Петра и братьев Иакова и Иоанна) поднялся на гору высокую и там преобразился перед ними, представ в белоснежных одеждах с сияющим ликом. И явились к ним праотцы Илия и Моисей, и был из облака глас, молвивший: "сей сын мою возлюбленный, его слушайте".
Так изобразил это событие итальянский художник эпохи Возрождения, учитель Рафаэля.
А так его видел русский художник, отец того, который написал "Явление Христа народу".
Мне в своё время довелось читать для будущих учителей спецкурс, посвящённый отражению евангельских сюжетов в европейском искусстве. И вот, размышляя над этим сюжетом, я никак не мог понять, почему Иисус преобразился не перед всеми своими учениками (у него их в это время было двенадцать), а выбрал только троих. И чем был обусловлен его выбор? Не найдя логических обоснований для такого предпочтения, я пришёл к выводу, что он был чисто случайным. А поскольку гора эта часто определяется как гора Фавор, то у меня естественно сложилось представление о том, что само именование фаворитизма и фаворитов пошло от этого эпизода, от этого случайного выбора.
Позднее я узнал, что "фавориты" произошли не от арамейского названия горы, а от латинского слова favor, что обозначает "благосклонность", а поскольку в католической Европе латынь была всеобщим языком, богословия и науки, то и в русский язык это слово пришло из европейского монархического обихода. И всё-таки мне больше нравится моё объяснение. Тем более, что в нём подчёркивается то, что не фиксируется латынью - случайность. У нас ведь это так и называлось - "попасть в случай". Помните, у Грибоедова: "Вельможа в случае — тем паче, не как другой, и пил и ел иначе".
Вообще в системе человеческих взаимоотношений личные предпочтения играют важнейшую роль. Любой властитель (руководитель) старается приблизить к себе прежде всего тех, кто вызывает наибольшую симпатию, кому он больше доверяет. В свою очередь избранник старается оправдать доверие и благосклонность покровителя. Такую связь мы видим не только в государственных отношениях, а практически на любом уровне групповых человеческих отношений. "Любимчики" есть везде. В семье и в команде. В классе и в избирательной кампании. Помните, в "Белом солнце пустыни:"- Господин назвал меня любимой женой!".
Но есть ситуации и системы, которые могут нормально функционировать только при объективных, личностно нейтральных отношениях. И все беды начинаются именно там, где от человека требуется отбросить все личные пристрастия и строить отношения на безличностной, нейтральной, объективистской основе. Ах, как это трудно и непривычно! Ведь, как не порадеть родному человечку? И появляются, как следствие, кумовство, клановость, непотизм и прочие неприятные и даже преступные вещи.
А так хорошо начиналось! С невинной благосклонности...