Ангелу Меркель и Владимира Путина представлять не нужно – все знают, кто они такие. А вот автомобиль, который канцлер Германии и президент России удостоили совместными посиделками, – почему бы и нет? Тем более что мне довелось в нем не только посидеть, но и поездить.
И я догадываюсь, почему Меркель раскрыла рот от удивления. Причин может быть только две, но вряд ли немецкого канцлера поразила цена машины в 110 тысяч евро – наверняка глава правительства благодаря служебному положению передвигались в еще более дорогих авто. Зато сомнительно, что Меркель, как и Путин, ездила в машинах, которые расходуют лишь 1 литр топлива на 100 километров. А Volkswagen XL1, о котором пойдет речь, расходует, хотя внешне этот автомобиль выглядит заправским спортсменом, а на первом месте у спорткаров динамические характеристики, но никак не низкое потребление топлива.
Однако о какой ураганной динамике может быть разговор? Хотя оснащен XL1 двумя силовыми агрегатами – дизелем и электромотором, их суммарная мощность лишь 75 «коней». Как с таким хилым «табуном» состязаться с Мерседесами и Порше, с которыми XL1 поставили в один ряд на полигоне, где я, собственно, на нем и поездил?
К тому же 0,8-литровому дизелю отвели роль генератора электроэнергии, который включается в работу лишь в зависимости от зарядки или, вернее, разрядки тяговой батареи. И скажу честно: лучше бы он не работал вовсе. Звукоизоляция пала жертвой борьбы с лишним весом, находится дизель прямо за спинами тех, кто в авто едет, и тарахтит как газонокосилка. У меня не было причин скромничать с выбором режимов, поэтому во время тестовых заездов аккумулятору постоянно требовалась зарядка, и дизель только и делал, что строчил за спиной, как пулемет, будто я не машину тестировал, а вместе с Анкой-пулеметчицей на тачанке уходил от погони.
Как пушку зарядили, так она и стрельнет. Хоть и давил я на гашетку от всей души, выше головы не прыгнешь. Еще удивительно, что XL1 способен разгоняться с места до 100 км/ч быстрее 13 секунд и ездить со скоростью до 160 км/ч. Видео, которое не получилось вставить в статью, можно посмотреть по ссылке https://zen.yandex.ru/media/auto_moto_velo_foto/narodnyi-vagen-s-cenoi-pravitelstvennogo-limuzina-5f3644f74f781b2b91cfd92b.
Впрочем, тратится мощность, вырабатываемая тяговым электромотором, на преодоление лишь трех факторов, которые мешают автомобилю ехать. Первый – инерция, которую машина преодолевает, когда трогается с места и ускоряется при разгоне. Зависит инерция от массы авто, а какой у XL1 может быть вес, если кузов карбоновый, подвеска алюминиевая, тормоза из керамики, колесные диски из магния?
Колеса, кстати, узенькие: передние – 115/80 R15, задние, являющие ведущими, 145/55 R16. Но сделали их такими не столько ради уменьшения веса, сколько для снижения сопротивления качению. Оно и есть второе, что приходится преодолевать во время движения.
В-третьих, мешает машине ехать сопротивление воздуха. Чтобы его уменьшить, за щитками спрятали не только задние колеса, но и выхлопную систему, из-за чего днище выглядит абсолютно ровным. Однако главное, конечно, форма кузова с удлиненной и сильно зауженной кормовой частью, ведь аэродинамическое сопротивление складывается не только из противодействия набегающего воздушного потока, но разряжения, которое возникает позади автомобиля.
Размеры XL1 из этой же оперы. Он очень низкий. В такой машине хорошо самостоятельно мыть крышу, но чтобы в нее сесть или из нее вылезть и не рассмешить при этом окружающих, за собственным весом придется следить, а ловкость тренировать сызмальства.
И могу утверждать, что, оказавшись внутри, далеко не каждый найдет для себя удобную посадку. Водительское сиденье двигается вперед-назад, однако диапазон продольной регулировки невелик. Кроме того, есть три фиксированных угла положения сиденья, но поскольку это цельный "ковш", то в нем, когда приподнимается передняя часть, назад опрокидывается спинка. Я попробовал все три положения и удобного не нашел. А сиденье пассажира вообще привинчено к полу и никак не регулируется. И сидят водитель и пассажир не в ряд, а по диагонали, потому что XL1 не только невысок, но и узок. При такой посадке пассажир дышит в правое ухо водителя, но не упирается плечом в плечо. Зато весит автомобиль лишь 795 кг и имеет коэффициент лобового сопротивления 0,186!
Встречают по одежке, а провожают по уму. Модель была изначально обречена лишь на выставочные показы. Кому нужен автомобиль, пусть и способный на 10 литрах горючего проехать тысячу километров, если в него нормально не сядешь, красиво из него не выйдешь, багажа много не захватишь, а чтобы сидеть в нем и ехать, нужно жить посреди дорог с идеальным покрытием и быть аскетом, равнодушным к ездовому комфорту? И цена свыше 100 тысяч евро – какая тут на фиг экономия? В общем, поразил производитель народных вагенов воображение сильных и слабых мира сего, создав рекордсмена по экономичности, а затем со спокойной совестью отправил его в заводской музей.
Фото автора и из открытых источников