Человечество испокон веков сталкивалось с различными болезнями, необходимостью сохранения здоровья и жизни. Коллективная память сохранила самые поразительные способы лечения, и эти методы продолжали практиковаться и в XIX веке. Иногда они составляли серьезную конкуренцию официальной врачебной помощи.
Научная медицина начала свои шаги в Российской империи лишь с конца XVIII-го, а широкое распространение получила только в следующем XIX столетии. До этого люди обращались за помощью к различным знахарям, костоправам, повитухам и многим другим народным целителям.
Так, многие жители обширного Оренбургского края, куда входил и Мензелинский уезд, предпочитали лечиться традиционными средствами и за помощью, в крайних случаях, обращались не к медикам, а к знахарям.
Например, в конце XVIII – в начале XIX вв. в Мензелинском уезде одним из таких врачевателей был татарский поэт Таджетдин Ялчыгул. В разные периоды он жил в деревнях Джерекле (совр. д. Каенлы Нижнекамского района РТ), Кызыл Чапчак (с. Красная Кадка Нижнекамского района РТ), Мелим (с.Верхний Мелим Заинского района РТ), где прославился не только своей ученостью и поэтическим даром, но и способностями целителя.
Интересные описания способов лечения, практикуемых жителями Оренбургского края оставил М.В. Черемшанский (1859 год):
«При случающихся болезнях, большая часть жителей, по легковерью уклоняются от советов врачей и предпочитает им своих знахарей, которые, для пользования больных, употребляют или простое нашептывание, или некоторые известные им целительные вещества. Нашептывание производится знахарями или над самим больным, или над водой и хлебом, первую дают больному пить или впрыскивают ею больного, а второй дают больному есть на заре. Из целительных средств употребляют разного рода растительные вещества: отвары ромашки, зверобоя, богородской травы, шалфея, репейного корня, древесила и др., также нашатырь, комфару, синий купорос, мышьяк и т.п.».
Периоды эпидемий люди переносили по-разному. Но большинство в такие сложные моменты обращало свои взоры на призывы религиозных деятелей: как православных, так и мусульманских. Практиковались и языческие обряды.
Например, жители уездного Мензелинска во время холерной эпидемии молились в церквях, с иконами обходили кругом город, священники окропляли все святой водой. В некоторых тяжелых случаях, церковные иконы приносили домой, заказывали молебны, держали пост, причащались и исповедовались. В общем, старались своим благочестивым поведением отогнать от себя болезнь.
Помимо религиозного фатализма присутствовал и природный прагматизм, народные представления о лечении заболеваний, полученные нередко опытным путем. Например, стараясь избавиться от холеры, люди шли париться в баню, пили винные настойки со стручковым перцем, а также раствор золы и соли.
Надо отметить, что в это время определенных медицинских рекомендаций по лечению холеры еще не было. Но, распространенное в народе мытье в бане, как санитарно-гигиеническая мера, служило профилактикой болезни, а раствор золы и соли, действительно, мог способствовать излечению холерного больного, так как организм страдал как раз от потери солей и щелочи.
Конечно же, время не стояло на месте. Постоянная борьба с эпидемиями, появление аптек, частнопрактикующих врачей, просветительской литературы способствовали изменению отношения людей к вопросам здравоохранения.
Хотя, надо признать, что многие жители городов продолжали больше надеяться на народную медицину, занимались самолечением и редко обращались в лечебные учреждения.
Некоторые народные методы врачевания продолжали практиковаться и во второй половине XIX столетия. Один из авторов того периода свидетельствовал, что мензелинцы лечат «себя наиболее тем, что натираются в бане редькой или растворенным с канфорою вином, примачивают голову уксусом, или прикладывают к ней лопушного и свекольного листа».
Но научная медицина, благодаря земствам, все же постепенно пускала корни в самых захолустных уголках Российской империи, поэтому людей надеявшихся только на баню и условные листки лопуха тоже с каждым годом становилось меньше.
Читайте также:
о старце Макаре из Закамья, который тоже был знахарем для всей сельской округи
о том, как боролись с оспой в Уфимской губернии в XIX веке и очень боялись прививок
об эпидемии азиатской холеры в Оренбургской губернии, и увидите поразительные совпадения
о тяжелой жизни удивительной женщины-врача Екатерины Карасинской.