Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Почему обе экранизации «Судьбы барабанщика» - ужасные?

У великолепной повести «Судьба барабанщика» (1938) есть две экранизации — обе ужасные. Во-первых, эту вещь должен бы экранизировать маэстро Хичкок — только он мог передать гайдаровские описания, вроде:

«И опять, как когда-то раньше, непонятная тревога впорхнула в комнату, легко зашуршала крыльями, осторожно присела у моего изголовья и, в тон маятнику от часов, стала меня баюкать: «Ай-ай! Ти-ше! Слы-шишь? Ти-ше!»

И вообще, эта вещь напоминает какой-то кошмарный сюр, в принципе, свойственный эпохе (Сальвадор Дали в 1930-х был неслучаен). Тогда как обе экранизации — плоское повествование.

Кадр из фильма «Судьба барабанщика»  1955 года. Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Судьба барабанщика» 1955 года. Скриншот. Источник - YouTube.

Но и это не самое унылое. Итак, во-вторых! И версия 1955 года, и трёхсерийный телефильм 1976-го лепят из отца Сергея Щербачёва этакую жертву обстоятельств, «плохих людей», врагов.

Оба раза — в соответствии с актуальными реалиями. В 1950-х отца сделали крутым инженером (кроме того зачем-то сменили фамилию Щербачёв на Баташов), который якобы потерял секретные документы.

В 1970-х это был уже начальник, связанный с производством и не желающий идти против своей совести — тогда ему подбрасывают крупную сумму денег. В обоих случаях центральной фигурой афер является красотка Валентина.

Кадр из фильма «Судьба барабанщика» 1955 года. Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Судьба барабанщика» 1955 года. Скриншот. Источник - YouTube.

Реальность первоисточника — гораздо круче и омерзительнее (но такова жизнь!). Тут можно проследить нюансы детского восприятия 1930-1970-х годов.

Напомню, что отец барабанщика действительно был красным командиром, ставшим в 1930-х годах директором крупного текстильного магазина. Спустя некоторое время его арестовывают и судят за обыкновенную растрату.

Такое было столь заурядным в те годы, что ребёнок 1930-х понимал, о чём идёт речь. Дефицит разных крепдешинов и шифонов порождал махинации. Как видим, удержаться от этого не мог даже брутальный герой Гражданской войны.

Кадр из фильма «Судьба барабанщика» 1976 года. Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Судьба барабанщика» 1976 года. Скриншот. Источник - YouTube.

Уже во времена Перестройки разные деятели пытались говорить, что Аркадий Гайдар таким образом завуалировал ...сталинские репрессии, представляя вора, как «политического».

Иначе говоря, шла очередная подтасовка банальных, в общем-то, фактов. В лагерях оказывались не только «за анекдот про Сталина» или в качестве «японско-британского шпиона, вредителя и саботажника», но и за типичные уголовные преступления!

Щербачёв-старший просто захотел красивой жизни и поплатился за своё желание. А Валентина? Только триггер. Шикарная мадам, задававшая тон в семействе. Конечно, воровалось ради неё.

Кадр из фильма «Судьба барабанщика» 1976 года. Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Судьба барабанщика» 1976 года. Скриншот. Источник - YouTube.

Вся вина этой фифы лишь в том, что она вышла замуж без любви за перспективного функционера, а потом — развелась, кинувшись в объятия инженера Осоавиахима, с кем и укатила на Кавказ.

По сюжету она к Серёже относилась по-доброму и была, скорее, хорошей мачехой, нежели «сказочной» - ну, вы помните, как ведут себя мачехи в народных и авторских сказках.

Да, в повести отец именно исправляется, несёт бремя своих деяний: «– Да! Я был виноват! Я оступился. Но я взрывал землю, я много думал и крепко работал. И вот меня выпустили…».

Кадр из фильма «Судьба барабанщика» 1976 года. Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Судьба барабанщика» 1976 года. Скриншот. Источник - YouTube.

Кроме того, в книге проходит не две-три недели, а ...два года. Гайдар же сам пишет: «Два года пронеслись быстро и бестолково». Валентина привела нового супруга тоже не через пару дней:

«Весной, на третий год, Валентина вышла замуж за инструктора Осоавиахима, кажется, по фамилии Лобачов». То есть эти два года женщина содержала, как умела, своего пасынка и никуда его не сдала, что было вполне распространённым явлением в подобных случаях в те годы.

В общем, книга не просто лучше, но и честнее — она показывает людей в конкретных обстоятельствах, а не схемы и маски.

Zina Korzina (c)