Найти тему
Мама Научит

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: многие проблемы "вырастают" еще из начальной школы

Многие родители жалуются: вот в начальной школе все было хорошо, ребенок учился без проблем. А перешел в 5 класс, ну или в 6 - и пошли тройки-двойки. Но так ли это на самом деле? Правда ли, что в "началке" все было прекрасно?

Проблемы с русским языком "вырастают" из начальной школы
Проблемы с русским языком "вырастают" из начальной школы

Как-то звонит мне знакомая:

- У подруги сын... До ЕГЭ полгода, учитель по русскому дебилом называет и грозит до ЕГЭ не допустить, чтобы не позориться. Говорит, что все равно не сдаст.

Ну что делать? Иду побеседовать, благо недалеко. Нормальная адекватная мама. И мальчик выглядит вполне вменяемым. На дебила явно не похож: речь развита, мысли формулирует четко, выражается грамотно.

Спрашиваю: "У тебя что по математике?". Оказывается, 4-5, даже чаще - пять. Так. Явно не дебил.

Даю пробный вариант ЕГЭ и договариваемся, что он сделает, сфотографирует и пришлет мне. Причем прошу никуда не заглядывать, сделать так, как может - ведь не на оценку. Если совсем не знает - поставит минус.

И на следующий день смотрю результат. Картина удручающая. Но вполне оптимистичная. Сразу вижу, что как минимум 3-4 ошибки в заданиях - это неумение определить спряжение глагола. А это - начальная школа. И когда-то пропущенная, прослушанная, непонятая тема вызывает последствия буквально катастрофические.

"Опять двойка!"
"Опять двойка!"

Прихожу на следующий день. Разбираем спряжения. Даю стопку заданий. Ребенок старается. Исключения выучил наизусть. Задания решил за пару дней. Разбираем теперь уже связанные темы - суффиксы причастий, различия в написании повелительного и изъявительного наклонения (типа "пИшете - пишИите").

Неделя - и плюс три первичных балла в ЕГЭ - уже неплохо. Дальше работали в основном над словарными словами и пунктуацией. В итоге ребенок сдал на вполне приличный балл, не на сотку, конечно, и даже не на 80. Но и порог перешел с большим запасом. И это буквально за пару месяцев нерегулярных занятий. А если бы хватились раньше?

И это еще не самый вопиющий случай. Были у меня ученики, которые в 11 классе ударения в словах не могли поставить. И в частях речи путались. А ведь все это - начальная школа. И если не усвоены базовые навыки - на них наслаиваются все новые и новые пласты ... ошибок.

В 11 классе дети не умеют ставить ударения. Не могут найти в предложении подлежащее и сказуемое.
В 11 классе дети не умеют ставить ударения. Не могут найти в предложении подлежащее и сказуемое.

Как можно понять, что такое причастие, если не понял, не выучил, что такое глагол и прилагательное? Как можно научиться ставить знаки препинания в сложном предложении, если не умеешь находить подлежащее и сказуемое?

Поэтому, когда мне говорят, что в начальной школе с русским языком все было прекрасно, а в 5-6 классе ребенок перестал его понимать - НЕ ВЕРЮ! Как Станиславский.

Потому что корни всего непонимания - там, в "началке". Мало того, пробелы за 6-7 класс восстановить проще. И они мало влияют друг на друга. В отличие от пропущенных основ.

А вы как думаете? Насколько сложный русский язык в начальной школе? Ваш ребенок точно все понимает?