Многие родители жалуются: вот в начальной школе все было хорошо, ребенок учился без проблем. А перешел в 5 класс, ну или в 6 - и пошли тройки-двойки. Но так ли это на самом деле? Правда ли, что в "началке" все было прекрасно?
Как-то звонит мне знакомая:
- У подруги сын... До ЕГЭ полгода, учитель по русскому дебилом называет и грозит до ЕГЭ не допустить, чтобы не позориться. Говорит, что все равно не сдаст.
Ну что делать? Иду побеседовать, благо недалеко. Нормальная адекватная мама. И мальчик выглядит вполне вменяемым. На дебила явно не похож: речь развита, мысли формулирует четко, выражается грамотно.
Спрашиваю: "У тебя что по математике?". Оказывается, 4-5, даже чаще - пять. Так. Явно не дебил.
Даю пробный вариант ЕГЭ и договариваемся, что он сделает, сфотографирует и пришлет мне. Причем прошу никуда не заглядывать, сделать так, как может - ведь не на оценку. Если совсем не знает - поставит минус.
И на следующий день смотрю результат. Картина удручающая. Но вполне оптимистичная. Сразу вижу, что как минимум 3-4 ошибки в заданиях - это неумение определить спряжение глагола. А это - начальная школа. И когда-то пропущенная, прослушанная, непонятая тема вызывает последствия буквально катастрофические.
Прихожу на следующий день. Разбираем спряжения. Даю стопку заданий. Ребенок старается. Исключения выучил наизусть. Задания решил за пару дней. Разбираем теперь уже связанные темы - суффиксы причастий, различия в написании повелительного и изъявительного наклонения (типа "пИшете - пишИите").
Неделя - и плюс три первичных балла в ЕГЭ - уже неплохо. Дальше работали в основном над словарными словами и пунктуацией. В итоге ребенок сдал на вполне приличный балл, не на сотку, конечно, и даже не на 80. Но и порог перешел с большим запасом. И это буквально за пару месяцев нерегулярных занятий. А если бы хватились раньше?
И это еще не самый вопиющий случай. Были у меня ученики, которые в 11 классе ударения в словах не могли поставить. И в частях речи путались. А ведь все это - начальная школа. И если не усвоены базовые навыки - на них наслаиваются все новые и новые пласты ... ошибок.
Как можно понять, что такое причастие, если не понял, не выучил, что такое глагол и прилагательное? Как можно научиться ставить знаки препинания в сложном предложении, если не умеешь находить подлежащее и сказуемое?
Поэтому, когда мне говорят, что в начальной школе с русским языком все было прекрасно, а в 5-6 классе ребенок перестал его понимать - НЕ ВЕРЮ! Как Станиславский.
Потому что корни всего непонимания - там, в "началке". Мало того, пробелы за 6-7 класс восстановить проще. И они мало влияют друг на друга. В отличие от пропущенных основ.
А вы как думаете? Насколько сложный русский язык в начальной школе? Ваш ребенок точно все понимает?