.
Интересно в Своеобразии Эстетического Дьердя Лукача, (в четвертом томе этой работы) и то, какие он приводит аналогии. В частности, по мнению Лукача, на современный авангард в живописи повлияла негативная теология Дионисия Ареопагита, с его учением об аллегорическом созерцании, строящемся на абсолютном несходстве земных подобий небесному, которое земные подобия выражают, или, лучше сказать, тщетно пытаются выразить. Нечто схожее происходит и в современном , казалось бы далеком от религии, авангарде, в котором совмещается нечто несовместимое. Дьердь Лукач интересно рассуждает об аллегории и символе, (развивая идеи Гете и Шеллинга) проводя разницу в том, что символ , художественно использующий особенное для выражения общего, выражает идею через образ, когда как аллегория использующая общее для выражения особенного, выражает понятие. Если Идея недостижима, бесконечна и динамична, то понятие конечно, и статично. Путь искусства по мнению Лукача это путь освобождения от идеологии. Однако, в подлинном смысле, искусство (по словам философа) освобождается только тогда, когда оно освобождается от аллегоризма - в пользу подлинного символизма.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ХРИСТИАНСТВЕ ДЬЕРДЯ ЛУКАЧА
.
Дьердь Лукач неожиданно (после страниц, посвященных борьбе искусства с религией) с восхищением вдруг цитирует Кьеркегора, при этом, самые религиозные его слова, о том, что трагический герой античности - не может быть рыцарем веры, в отличие от героя христианского, (под этими словами оставляя философские комплименты Кьеркегору - за его ум, точность, и прозорливость), а затем неожиданно добавляет, что с некоторыми страницами Кьеркегора согласился бы и Тертуллиан , отрицающий аристотелевский катарсис. Ибо подлинная христианская вера не ищет примирения частного с общим , (как происходит это в античной трагедии) поднимаясь выше того и другого. Это неожиданные, но может быть одни из самых глубоких страниц в четвертом томе Своеобразия Эстетического, (всех их увы, процитировать не получится.) Будучи и атеистом, и марксистом по взглядам, Дьердь Лукач порой понимает самые христианские вещи лучше многих христиан. Марксизм и христианство сближает вера.