На минутку снова углубимся в историю с географией. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи по окончании последней войны со Швецией в 1809 году – шведская Финляндия согласно Фридрихсгамскому мирному договору перешла «в собственность и державное обладание империи Российской». Через два года, в 1811 году Александр I присоединил к Великому княжеству Выборгскую губернию (Старую Финляндию), и граница между автономией и метрополией снова (как в добрые старые времена Господина Великого Новгорода) прошла по реке Сестре.
Население страны тысячи озер и сейчас-то не особо велико, а двести лет назад, в 1810 году, согласно переписи, и вовсе составляло 863 300 человек. До поры до времени сообщение между Санкт-Петербургом и Гельсингфорсом (ставшим столицей автономии 12 апреля 1812 года) в основном проходило либо по воде, либо по Выборгскому тракту и лишь в 1868 году началось строительство Финляндской железной дороги. Хотя обсуждения в финском обществе о необходимости строительства железной дороги в Россию ходили давно, с начала 1850-х годов.
Не только русские «долго запрягают, но быстро ездят». Обсуждения возможности строительства железной дороги из Гельсингфорса в Санкт-Петербург шли почти 20 лет. Зато когда за дело взялся весьма энергичный генерал-губернатор Финляндии граф Николай Владимирович Адленберг, дело наконец-то перешло из области умозрительных заключений в практическую часть. Великому Княжеству был предоставлен льготный заем на строительство железной дороги. Путевое полотно с прилегающей территорией проходило по земле принадлежащей либо казне, либо частным землевладельцам. Император Александр II подарил дороге 6 десятин 360 квадратный саженей земли – в современной системе это составляет 6,7 гектара. Безоплатно передали железнодорожникам свои участки Главное артиллерийское управление, департамент уделов и некоторые землевладельцы - граф Левашов, князь Голицын, графиня Бруннер. У остальных владельцев Главная строительная контора выкупила площадь по договорным ценам с отчислением процента прибыли после ввода дороги в эксплуатацию.
Управление Финляндской железной дорогой располагалось в столице Великого княжества: ведь практически вся дорога проходила по территории Финляндии - 413 верст и лишь небольшой участок в 32 версты находился на территории Петербургской губернии. Инженеры и рядовые рабочие набирались из числа финнов, давая возможность заработка обнищавшим от неурожаев людям. Кстати, одна из станций носит название Лейпясуо (фин.-Leipäsuo), что в переводе означает «Хлебное болото» - достаточно говорящее название. Поскольку стройка была действительно большая, то в скором времени на ней трудилось около 12 000 рабочих, переехавших на место работы из самых разных и отдаленных уголков Финляндии.
Здания всех вокзалов на финской и российской сторонах проектировались и строились финнами. Первые вокзалы были небольшими и деревянными, более напоминающими временные сооружения. Их строили по мере прокладки путей. Архитектором первых таких вокзалов стал Вольмар Вестлинг. Деревянные вокзалы прослужили недолго и уже в начале XX века деревянные станции стали перестраиваться.
Финский архитектора Бруно Гранхольм спроектировал здания вокзалов и станций в модном в ту пору стиле северный модерн. Изначально он назывался «национальный романтизм», а термин «северный модерн» возник уже в советское время и не использовался западными искусствоведами. Отличительная особенность архитектуры «северного модерна» — с изяществом и вкусом подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цокольная часть здания зачастую облицована финским гранитом, в основном грубо обработанным. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. На игре контраста отделочных фактур, цветопередачи, разнообразии оконных проемов возникает сложная холодная структура, напоминающая одновременно и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.
Великому Княжеству Финляндскому была дарована широкая автономия, и пересекая границу вы вроде как бы оставались в Российской империи, и в то же самое время попадали в другую страну, со своим законопорядком, обычаями, культурой. Напомню, что граница проходил по реке Сестре, и станция Белоостров являлась пограничной со стороны России, а станция Терийоки (приход Терийоки/Terijoki, совр. Зеленогорск) - со стороны Великого Княжества. Обе эти станции имели собственные таможни. А в 1870 году таможни открылись в Гельсингфорсе и Санкт-Петербурге.
Два любопытных факта: по своему правовому положению Финляндская железная дорога, в отличие от казенных железных дорог вплоть до обретения Финляндией независимости 31 декабря 2017 года, оставалась частным предприятием. Вторым фактом является пресловутая ширина колеи – в Финляндии, так же как и России, она составляет 1524 мм.
Продолжение следует:
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5ecbccad73c4400f3573917c/5f35b6c8aabf555fe1825808/edit