Я - читатель всеядный, но есть один жанр, с которым мы так и не подружились. Это фан-фикшен. Время от времени я предпринимаю попытки читать фанфики, и в самом начале все идет хорошо, но потом будто злой черт мне на ухо нашептывает: "Да зачем тебе это? Иди почитай что-нибудь другое". Я не дружила с фан-фикшеном в те времена, когда судействовала на литературных конкурсах - и сейчас ничего не изменилось. Фанфик может быть написан прекрасным языком и быть мега-интересным, но я "теряю это" максимум через пять страниц. Раньше мне нравились фанфики по мотивам произведений, которые я люблю, а потом отпало и это. Я просто не воспринимаю этот жанр. Не воспринимаю - и все тут.
Понимаю, что сейчас в меня полетят гнилые помидоры, и авторы, работающие в жанре фан-фикшен, начнут доказывать - дескать, это такой же жанр, как остальные, может, и лучше! И я с этим не спорю. Я уважаю фан-фикшен как жанр, но произведения в этом жанре читать не могу. Наверное, это просто не мое. Наверное, во мне отчасти говорит рыцарь на белом коне, который хочет спасти всех писателей и не хочет, чтобы они растрачивали свой потенциал на чужие миры. Я сама начинала с фанфиков, как и вы. Сама хотела раскрыть те или иные аспекты сюжета, которые не раскрыл автор. Я считаю, что фан-фикшен - это некий этап, который писатель проходит на пути своего творческого развития. Все этапы хороши, и все они вызывают одинаковое уважение (хотя при мысли о моих первых творческих опытах мне хочется смеяться, плакать и есть гвозди). И самое лучшее в них вот что: мы рано или поздно проходим их и движемся дальше.
Так вот фан-фикшен - это один из таких этапов. Я не верю, что есть писатели, которым на роду написано всю жизнь писать фанфики. Это просто-напросто нелогично. Писатель рожден для того, чтобы творить свои собственные миры. Возможно, они будут лучше тех, что в фанфиках, возможно, хуже (интересно, кто определяет это "лучше" или "хуже"? Вопрос на миллион!). Но они будут истинно вашими. Фан-фикшен - это некая уютная теплая ниша, зона комфорта, даже если вы по максимуму уходите от канона. Но если вы хотите работать серьезно, то рано или поздно придется покинуть спокойную гавань и выйти в море, где есть шторма, пираты, гигантские рыбы-чудовища и прочие опасности. Я знаю людей, которые пишут много лет, но из спокойной гавани так и не выбираются. Они пишут вдохновенные статьи в защиту фан-фикшена - дескать, этот жанр достоин такого же уважения, как и остальные (собственно, никто с этим и не спорит). Вот почему-то любовный роман все уважают, а чем фанфики провинились? И мне, честно говоря, во всем этом слышится попытка оправдать свой страх. А ведь на самом деле у людей есть идеи. Свои. Этих идей полно. Но в гавани спокойно, а в открытом море - шторма, пираты и гигантские рыбы-чудовища.
Наверное, о моем жанре - фэнтези - тоже можно сказать много плохого. Можно заявить, что фэнтези - это просто сказки, и пишут их люди, которые не хотят взрослеть. Что же, наверное, это так. Можно сказать, что есть много других, более серьезных жанров. К примеру, какая-нибудь там драма о тяжелых буднях в коммунальной квартире. Или эпопея о войне. "Что-то, максимально приближенное к реальности". И, наверное, во всем этом есть рациональное зерно. Хотя почему "наверное"? Точно есть. До 2012-го года я писала в жанре реализма, с романа "Ночь, когда она умерла" начала исследовать жанры мистики и готики и перешла на фэнтези. Я говорю, что мы с Anna Tomenchuk пишем сказки для плохих умных девочек, но в этом есть элемент лукавства. С моей точки зрения, фэнтези хорошо тем, что позволяет реализовывать любую идею в относительно легкой сказочной форме. На мой взгляд, это идеальный жанр для тех, кто хочет передать сложную философию максимально простым языком.
Это своего рода побег от реальности с ее коммунальными квартирами, очередями в супермаркетах, низкой зарплатой и матерями-одиночками. И цель у авторов, которые пишут фэнтези, совсем другая, нежели у тех, кто пишет о коммунальных квартирах и прочем. Фэнтези - это литература для кайфа, для удовольствия. Для тех, кто хочет летать на серебряных драконах, ехать на спине большой белой волчицы, в которую обратилась женщина-оборотень, быть храбрым воином, сражающимся с вампирами, или принцессой светлых эльфов, которая попадает в тюрьму после ложного обвинения в убийстве, выбирается оттуда и отправляется на поиски приключений. У каждого жанра есть свой читатель - и книги каждого жанра читают с конкретными целями. Фэнтези - для того, чтобы уйти от реальности. Реалистичную прозу - для того, чтобы понять, что у вас не все так плохо (шутка, хотя кто знает). Во всем же, что касается фан-фикшена, рамки очень сильно размыты. Вы вроде пишете свое, а вроде и не свое. Вроде и знаете свою целевую аудиторию, а вроде и нет. Вроде идеи ваши, а вроде и нет. В итоге создается пустота, боль от которой рано или поздно толкает авторов на поиски своих собственных идей. Ну, а иногда и нет. Тут уж кому как.
Я часто сравниваю писательское творчество с магией. В самом начале обучения вы используете инструменты вашего наставника и находитесь в безопасной зоне (фан-фикшен). Потом переходите к практике и начинаете менять реальность (все реалистичные жанры). А потом начинаете создавать свою собственную реальность (фэнтези, мистика, готика и иже с ними). Далеко не у всех есть потребность переходить на третью ступень. Как ни крути, все зависит от творческих целей и творческих амбиций. Скажу даже больше: частенько реалистичную прозу писать в разы сложнее, чем фэнтези или мистику. Но подняться на первую ступень необходимо, если вы хотите писать профессионально. В чужом мире даже со своими инструментами вы не реализуете себя до конца.
Соавтор Анастасия Эльберг