Как раскрыть потенциал индивидуальности человека в современном мире? Подумаем на эту тему, читая книги знаменитых воспитателей прошлого века.
Так писал выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский в письмах сыну. Послание середины 20 века приобретает еще большую актуальность в современном мире технологий.
По убеждению В.А. Сухомлинского, жизнь станет раем, где каждый занимается делом по душе и призванию. Мастерство педагога – в познании и воспитании человека.
Рассказывая сыну об интересных людях, он пишет о садоводе Ефиме Филипповиче, непревзойденном мастере своего дела:
Ефим Филиппович творит удивительной красоты крону дерева.
Чтобы научиться этому, познать это — надо поработать рядом с ним не один год. И это будет познание человека, постижение красоты, искусства. В этом труде — великое счастье бытия. Трудясь, познавать красоту в самом себе — вот настоящий труд.
Все его деревья устремлены к солнцу. Ветви расположены в кроне его дерева так, что солнце играет на каждом листочке, листья не затеняют друг друга.
— Как Вы это делаете? — спросил я однажды у Ефима Филипповича.
— Мудрость человеческая — на кончиках пальцев, — ответил он. — Я начал трудиться с трех лет. И вам советую так воспитывать школьников. Каждый должен быть господином в своем деле.
Вот что еще нельзя забывать. Если бы я стал учиться на инженера или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный… Надо, чтобы в каждом человеке разгорелась его «искра».
(В.А. Сухомлинский. Письма сыну)
Люди творят свое призвание, когда не просто проявляют интерес к делу, но и неустанно трудятся, стремясь достигнуть совершенства. В любой специальности есть теория, практика и творчество. Оттачивая навыки, приходится несколько раз начинать сначала, тренировать и «набивать руку».
Педагог-практик подчеркивал важность развития руки и операций с физическими предметами. Разговаривая с сыном о его увлечении радиоэлектроникой, он и не предполагал, что материальные объекты уже через полвека будут соперничать с виртуальной реальностью, которую нельзя пощупать, а в руке останется один предмет - джойстик. Какое же тут развитие мелкой моторики?
Только через труд человек достигает вершины мастерства: человеку нравится то, во что он вложил частицу своей души. Если уйдет необходимость труда, общество будет деградировать.
Как же мы можем выявить и развить талант в современных условиях?
Занимаясь с ребенком и подростком, важно делать следующие шаги, регулярно осваивая новые способности и склонности:
1. Наблюдать. Внимательно изучать, к чему у ребенка есть склонности. Сосредоточиться на каком-то одном, самом ярком проявлении.
2. Пробовать. Давать простые тестовые задачи, в зависимости от возраста и смотреть, насколько он растет, обучаясь. Появляется ли блеск в его глазах от преодоления трудностей.
3. Нарабатывать навык. Задачи определенного рода можно научиться решать. Больше взаимодействия с людьми, физическими предметами. Меньше одиночества и компьютерных игр.
4. При поддержке наставников и воспитателей, применять навык и оттачивать мастерство. Насколько увлекает эта деятельность ребенка? Как часто его тянет заниматься? Не перенапрягаться, уделять столько времени, сколько нужно. Вдохновение, труд и время – вот путь успеху.
5. Делиться с миром плодами творчества. Человек не может быть оторван от общества. Важно ввести ребенка в профессиональное сообщество. Так постепенно произойдет развитие таланта.
В.А. Сухомлинский считал, что человеку необходим идеал, идея, к воплощению которой нужно стремиться. Сам он верил в идею коммунистического общества, когда потребности людей будут удовлетворены, и каждый будет заниматься тем, к чему лежит душа.
Иногда у взрослых людей возникают проблемные состояния, депрессии, потери смысла, кризисы. И первое, на что нужно обратить внимание — не на «таблетки», а все ли в порядке с трудовой деятельностью? Занимаетесь ли тем, что дает энергию?
Взрослый человек вполне может самостоятельно раскрыть свои способности, если будет придерживаться простых правил развития своего таланта:
► думать о себе и своих потребностях;
► позволить себе деятельность, которая дает прилив сил;
► развивать и совершенствовать эту деятельность;
► делиться плодами своего творчества с людьми;
► слушать сердце, ощущать состояние счастья и не предавать себя.
Говоря словами В.А, Сухомлинского: «Стоит только раз в жизни ощутить счастье того, что ты творец на земле», развивая свое ремесло, как это сделал герой притчи о сапожнике.