Эмпиризм в Scrum — это термин, позаимствованный из науки, который точно так же предлагает опираться на факты и опыт при менеджменте. Любые изменения процесса должны быть основаны на наблюдениях и данных, а не планах или настроениях.
Казалось бы, простое и очевидное, это требование заставляет множество закостенелых организаций перевернуться с ног на голову. Именно поэтому Scrum уделяет много внимания тому, чтобы изменить мышление и культуру внутри компании (что создаёт окружающую среду разработки), а это в свою очередь способствует достижению гибкости.
В Scrum Guide перечислены три столпа эмпиризма: прозрачность, инспекция и адаптация. Несмотря на то, что это основа всего (в том числе поведения и позиционирования Scrum-мастера), толкованию этих вещей отводится не так много места.
Так в чём же выражаются столпы эмпиризма относительно работы в команде и процессов в компании?
Для тех, у кого нет времени долго читать, саммари того, что будет дальше:
- Прозрачность — мы все знаем, что происходит, и можем открыто посмотреть любую информацию,
- Инспекция — мы постоянно проверяем, как мы делаем свою работу, без давления сверху,
- Адаптация — мы согласны на то, чтобы изменить направление, если видим, что что-то не так/недостаточно круто.
Прозрачность
Прозрачность — это предоставление фактов так, как они есть. Все вовлечённые в процесс люди, будь то стейкхолдеры, генеральный директор или участник соседней команды, должны быть прозрачны в процессах. Это выражается в:
- доверии к своим коллегам и смелости сказать как хорошие, так и плохие факты;
- в фиксации всех основных процессов в базе знаний и открытый доступ к ней у всех участников;
- постоянная коллаборация;
- выделение цели у всех событий, встреч и метрик, чтобы все могли понять, для чего что-либо делается.
Все коллективно сотрудничают для достижения общей цели, и ни у кого нет скрытых планов. Если мы хотим получить что-то от человека, работая по Scrum, мы чётко говорим свои ожидания и контекст, не вступая в коалиции и не используя намёки. Обычно, это является наиболее сложным моментом в том, чтобы придерживаться прозрачности.
Инспекция и Адаптация
Инспекция в контексте Scrum не равна аудиту или стороннему консалтингу. Это самостоятельная инспекция всех участников Scrum-команды. Она проводится относительно процессов, она может быть направлена на продукт, на кадры, на практики и стек инструментов. В общем, это проверка для поиска постоянных улучшений.
Адаптация — это способность внедрять улучшения на основе инспекции.
Инспекция и адаптация проводится постоянно, но "официальное" и самое часто используемое время в спринте — это ретроспективы (процессы и люди) и ревью (инкремент).
В Scrum нет состояния, когда всё окончательно налажено. Даже в комфортно выстроенных процессах сильные команды ищут, что ещё можно развить и поднять на другой уровень. В бизнесе адаптация будет соответствовать более коммерческим целям, типа быстрого времени выхода на рынок или снижения стоимости владения кодом. Конкретные цели будут выражаться в действиях, например, постановка приоритетов на основе ценности и рисков, CICD-практики для быстрой доставки задач, борьба с техдолгом и багами, и прочее. Сюда же относятся все изменения, связанные с кадрами, типа построение культуры и удобной среды: эти траты в конечном итоге призваны сэкономить на ротации и получить больше от высокопроизводительных команд.