О своей профессии Изнанке рассказал Алексей Кондратьев — основатель компании River.black, а также руководитель образовательного клуба в области 3D-визуализации.
3D-визуализация имеет довольно широкое применение. Если простыми словами — это создание того, что еще не существует при помощи 3D-графики. Например, концепты будущих авто, оружия, архитектуры создают при помощи визуализации. Сейчас даже есть технологии, где 3D применяется в ортодонтии, и пациент видит весь процесс выравнивания зубов. Ну это я о больном.
Наибольшая популярность визуализации, конечно, в архитектуре и дизайне интерьеров, здесь без нее вообще никуда. Все строительные объекты на стадии котлованов красуются билбордами, так вот эти изображения сделаны при помощи 3D визуализации. По факту есть только котлован, но в рекламе уже дом построен.
Первый коммерческий проект, за который я получил какие-то деньги, я сделал в 2003. Тогда эта отрасль только начинала развиваться, но уже тогда люди поняли, что в этом большой потенциал. Это было золотое время, когда ты хоть что-то умел создавать в 3D и, считай, ты был с работой. Индустрия архитектурной визуализации очень сильно выросла с тех пор. Тогда приходилось моделировать все с нуля: начиная дверными ручками, заканчивая мебелью, декором и т.д.
Какими-то прям сверхспособностями для работы в сфере обладать не нужно. Любые навыки, связанные с художественностью, будут огромным плюсом. Прям глубоко в архитектуре тоже разбираться не нужно, все обычно изучается на практике. Я считаю так, что самый базовый навык — это чувство вкуса и меры. Плюсом будет знание каких-то стандартных величин, например, высота дверного проема, подоконника, дверной ручки, высота ступеньки или сидения стула. Эти вещи стандартные, и их желательно знать.
И очень круто, если визуализатор уже разбирается в дизайне и разбирается в вопросе, и его не нужно поправлять в простых очевидных вещах. По моим наблюдениям большинство тех, кто работают в этой отрасли, не имеют художественного или архитектурного образования, как я, например, — все изучалось на практике.
Когда только начинал и работал в архбюро, я считал, что я не люблю делать экстерьеры. По факту, это было просто неумение их делать. Потом я научился, и это стало моей основной специализацией. Сейчас я могу сделать любой проект, хоть экстерьер, хоть интерьер, без разницы совершенно.
Но с экстерьерами я больше люблю работать, потому что с точки зрения художественности в них больше возможностей для творчества и подачи: разные варианты погоды, времени суток, атмосферы, можно какой-то сюжет придумать.
Процесс работы над визуализацией выглядит так. По техническому заданию создается основная 3D-модель: коробка интерьера, если это интерьер, или само здание, если это экстерьер. Все делается по чертежам. Затем интерьер наполняется мебелью, сейчас есть огромные библиотеки и онлайн-каталоги, можно выбрать все что угодно, не моделируя заново. Потом ставится свет по серой модели без текстур, так текстуры не отвлекают от процесса, и свет получается корректным. Свет ставится при помощи специальных инструментов, которые есть в плагине для рендеринга.
Затем настраиваются материалы, где стекло, а где металл, штукатурка, краска или дерево. После этого делается рендер. Если все ок, то просчитывается финальное изображение. На это нужно время, потому что это весьма ресурсоемкое мероприятие. Оно задействует все мощности компьютера. Поэтому чем мощнее ваш комп, тем лучше. Рендер может идти несколько часов на одно изображение. И после рендер обрабатывается в фотошопе.
Однажды у нас заказывали визуализацию ландшафта закрытого рыболовного клуба, очень огромного. Лет через 10 выяснилось, что этот клуб опосредственно принадлежит Медведеву. Ну вы знаете все эти расследования.
Визуализировали проекционные экраны и интерьеры специально под них, делали визуализацию подоконников и стеклопакетов, производители мебели обращались много раз. Делали рендеры светильников для итальянского бренда. Визуализировали плитку тоже для производителя плитки, придумывали и рендерили санузлы, это потом шло в каталог их продукции, как это будет смотреться в интерьере. Если рендер хороший, то от фото не отличить.
В прошлом, прежде чем начать работать исключительно за западный рынок, мы сделали очень много проектов в России. Но вряд ли ими можно гордиться, потому что архитектура таких проектов и этика таких застроек весьма сомнительна. Было время, когда примерно треть всей рекламы недвижимости в Питере и Москве была выполнена нами.
Большинство визуализаторов самоучки. И когда они приходили к нам, мне приходилось постоянно их доучивать или переучивать. Такая кузница кадров. Со временем они обучались, становились профи и порой уходили на вольные хлеба. Было немного обидно, но с этим ничего не поделаешь, потому что все свободные люди, человек ищет, где ему лучше. И обучение в нашей компании River.black началось просто как кузница кадров для нас.
Я сейчас отказался от курсов в обычном их понимании. В эпоху расцвета всех онлайн-курсов различные инфоцыгане довольно сильно дискредитировали обучение, плюс большое количество рекламы со временем создало не очень хорошую репутацию. Я столкнулся с классической проблемой курсов — высокий стресс их продвижения, недоверие к онлайн-обучению и сжатые сроки самого курса.
Сейчас это обучение по ежемесячной подписке. Это как какая-нибудь Яндекс. Музыка или типа того. Ты не платишь все сразу, а небольшую сумму ежемесячно. Когда человек попадает в Клуб, он получает доступ к урокам основной программы обучения визуализации. При этом уроки приходят по расписанию. Это сделано для того, чтобы с одной стороны не перегружать ученика, с другой — задать темп. Потому что понятно, что, заплатив небольшую сумму, человек пытается сэкономить и выхватить больше контента. Мы же не видео продаем, а результат. Результат — знания и навыки. А видео и так на ютубе полно.