Найти в Дзене
Наталья Баева

Повесть о рыжей девочке.

"Чти отца своего и мать свою". Непреложная заповедь, не допускающая исключений. Ничего не сказано о том, кем надо быть, чтобы чтить отца - разбойника. Или палача. Или жандармского полковника, который сажает в тюрьму "политических"...

И возможности выбора между отцом и матерью заповедь не предусматривает. А как быть, если они несовместимы? Вот абсолютно никак?

"Россия, которую мы потеряли". Небольшой городок на Каме. Самый уважаемый человек здесь - крупный заводчик, второй по важности - хозяин местного пароходства. А жандарм - полковник только третий... И как же он тешится властью в собственной семье! Здесь он - бог, царь и господин. Бьёт прислугу, а с домашними держится так, что никто не сомневается - не сегодня - завтра изобьёт и их.

-2

Маленькая робкая жена плачет. А её мать, далеко не робкая, но очень больная, может только сохранять достоинство. А как должна вести себя тринадцатилетняя Ева?
Дом для неё - это место, где можно говорить только с бабушкой и только вполголоса. Во избежание очередного скандала. Это место где, кажется, и дышать-то можно только в полвздоха... И зашуганному ребёнку кажется, что виновата... она! Папа мечтал о сыне, а родилась она. Девчонка, да ещё и некрасивая. Рыжая. Но может, папа смягчится и перестанет издеваться над домашними, если Ева будет отличницей? И рыжая девочка буквально погибает над уроками, и всё равно что-нибудь да недоучено, нет- нет да и проскочит "тройка"...
Могла ли Ева предположить, что это время ещё будет ей вспоминаться, как счастливое?!
Но вот мама, такая слабенькая и запуганная... исчезла! Сбежала. Забрать свою мать, Евину бабушку, ей было, очевидно, некуда. И папа сделал всё, чтобы сделать жизнь величественной старухи окончательно невыносимой. Ева, однако, не могла себе представить, что и бабушка может сбежать!
Да, внешне это не побег, а солидное отбытие. "Бежим, Ева! Беги со мной, как есть, в одном платьишке, всё у тебя будет!" Но Ева не решается. Ещё не край...
"Я буду тебе посылать деньги... копи на всякий случай!" - шепчет на прощание бабушка.

-3

Но вот, погостив в селе у подруги, Ева вернулась домой и увидела... её комната не просто отремонтирована - превращена в дворцовый интерьер, изящную шкатулку! Это сделал папа? Для неё?! Но кухарка смущённо опускает глаза:
- Это больше не твоя комната... папа снова женится...
- Беру нищую, чтобы она была мне всем обязана! - хвастается папа.
Вот и невеста. Чуть старше Евы, в тесном поношенном платьице... впору пожалеть сиротку, которую откровенно продаёт родная тётка? Но никакой жалости не возникает ни у Евы, ни у читателя. Потому, что Женя (так зовут невесту) просто счастлива, что её продают так выгодно. Только одного и боится - чтобы сделка не сорвалась...

-4

Край? Нет. Теперь папа шарит по Евиным тетрадям и ящикам стола, читает письма (и находит записку к мальчику!), поручает классной даме перехватывать письма к Еве, если они придут на адрес школы... И вот - перехвачено письмо от мамы! К вечеру его Еве всё-таки милостиво отдадут. Мама просит любимую дочку... потерпеть уж как-нибудь потому, что "прилично жить вдвоём им было бы не на что, если папа не даст на неё денег, а он, конечно, не даст, они бы даже нуждались"... Бедная, слабая мама!
И к Еве вдруг приходит ясное понимание того, что как бы она ни любила маму, а она её очень любит, ТАКОЙ она не будет! Она сильнее уже сейчас, она не испугается "нужды", она никогда ни у кого не попросит денег. Сама, только сама!

Последнее унижение - последняя капля. Побег в тот день, когда папа поехал усмирять очередной бунт "черни".
Читателю ясно, что это просто поездка на пароходе, потом - на катере, потом - по железной дороге. Но Ева... она обмирает от ужаса при каждом шорохе, не смеет выйти из каюты пообедать, и даже просто снять платок - все увидят приметную рыжую шевелюру. Ведь папа, конечно, уже разослал телеграммы на все станции, её ищут! А милый попутчик удивлён, что девочка едет одна и безо всякого багажа. Приходится соврать, что багаж потеряла - не признаваться же, что живя всю жизнь на всём готовом, не догадалась взять с собой ничего! Даже еду... Спасибо добряку - соседу, голодной не оставил, и вообще - с ним не так страшно... Но всё равно страшно! Темнеет в глазах от ужаса при виде жандармской шинели на перроне! И Петербург понравился поначалу только тем, что здесь так много народу, легко затеряться!

Но вот и нужный дом, подъезд, квартира... Бабушка!
- Я знала, что ты прибежишь. Даже комнатку тебе приготовила!
- Боюсь...папа найдёт...вернёт...
Бабушка хочет промолчать, но не может. И отвечает хотя и не сразу, но очень торжественно:
- Не вернёт. Нашло его возмездие. Убили его.

Повесть автобиографическая. Какой же смелостью и честностью надо было обладать автору, Лидии Будогоской, чтобы так написать о своём детстве, о своей семье, о своём отце!
"Не убий"... ещё одна непреложная заповедь.
Но почему читатель готов мысленно повторить высокое и справедливое слово -"возмездие"?