Найти тему

Основные мировые университетские рейтинги

Оглавление

Рейтинги университетов в существующем виде появились с 2003 года. Однако некоторые исследователи находят прообразы современных рейтингов в конце XIX - XX веке. В настоящее время существует несколько версий истории рейтингов. По наиболее распространенной версии, началом создания рейтингов университетов следует считать ежегодные отчеты комиссии Бюро образования США, которые составлялись на основе статистических данных и публиковались в 1870-1890 годах. Подтверждением востребованности этих рейтингов может служить тот факт, что в 1910 году по просьбе Ассоциации американских университетов Бюро образования возобновляет эти публикации.

Следующим этапом в ранжировании считается составление и публикация исследователем Реймондом Хьюзом репутационных рейтингов магистерских программ из 36 университетов США по 26 дисциплинам с 1925 года.

Далее частные лица, газеты и различные организации в области образования продолжили и развили эту традицию.

Представим на схеме более развернутую историю построения рейтингов в США [Salmi J., Saroyan A. League Tables as Policy Instruments: Uses and Misuses // Higher Education Management and Policy. 2007. Vol. 19(2). P. 31–68., с. 40].]

Развернутая история построения рейтингов в США
Развернутая история построения рейтингов в США

В настоящее время в мире существует множество рейтингов университетов различного масштаба, в том числе и глобальных, из них самыми известными и значимыми стали три. Попадание в первую сотню именно этих рейтингов стало основным индикатором программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100).

QS World University Rankings

-3

QS World University Rankings — мировой рейтинг лучших университетов мира, предоставляется Quacquarelli Symonds[University Rankings // Quacquarelli Symonds Top Universities: [сайт] URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings]. Он публикуется ежегодно с 2004 года. С 2004 по 2009 годы рейтинги QS публиковались в сотрудничестве с THE и были известны как Times Higher Education-QS World University Rankings. В 2010 году QS опубликовал единственный рейтинг, составленный по старой методике, когда THE отделился от QS для создания новой методики построения рейтинга в сотрудничестве с Thomson Reuters.

-4

The Academic Ranking of World Universities (ARWU)

The Academic Ranking of World Universities (ARWU) (Академический рейтинг университетов мира ARWU // ShanghaiRanking's Academic Ranking of World Universities: [сайт]. Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ru) был составлен Шанхайским университетом Цзяо Тун и публикуется ежегодно с 2003 года[2]. Этот рейтинг считается одним из старейших университетских рейтингов в мире. Сейчас рейтинг поддерживается специализированной компанией Shanghai Ranking Consultancy. Деятельность компании финансируется китайским правительством, его первоначальная цель заключалась в оценке различий между университетами Китая и университетами «мирового класса». ARWU публикуется в британском журнале The Economist. Показатели рассчитываются, исходя из количественных и качественных данных о публикациях, и характеризуют качество преподавательского состава и научно-исследовательскую производительность университета.

-5

Times Higher Education

Мировой рейтинг университетов Times Higher Education (THE)

[Times Higher Education: Рейтинг лучших университетов мира // Гуманитарные технологии: аналитический портал: [сайт]. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/10/01/7248].

С 2004 по 2009 годы британское издательство Times Higher Education (THE) публиковало ежегодный рейтингTimes Higher Education-QS World University Rankings в сотрудничестве с Quacquarelli Symonds (QS). 30 октября 2009 года THE прекратил отношения с QS и присоединился к Thomson Reuters сцелью создания нового мирового университетского рейтинга под названием Times Higher Education World University Rankings. THE заявил, что академическое мнение станет частью его нового рейтинга. 3 июня 2010 года THE продемонстрировал методику, которую было предложено использовать для составления нового мирового рейтинга университетов. Новая методика включала 13 отдельных критериев эффективности, вместо 6, принятых в период между 2004 и 2009 годами. Впоследствии, чтобы произвести заключительное ранжирование, эти 13 критериев были сгруппированы по пяти основным общим показателям.

Возникают многочисленные вопросы к методике составления рейтингов. Специфика мирового рейтинга университетов QS World University Rankings и рейтинга Times, которые созданы организациями – владельцами крупнейших рейтингов и издательств научной литературы, такова, что в этих рейтингах высока доля показателей, связанных с публикациями. Эта специфика делает их уязвимыми с точки зрения объективности. Шанхайский рейтинг, третий из ведущих мировых рейтингов, треть «веса» критериальных показателей уделяет сотрудникам и выпускникам, ставшим лауреатами Нобелевской премии, их число за всю историю было менее 800 человек.

Среди показателей трех самых популярных систем рейтингования ни один показатель не говорит о качестве организации процесса образования, технической и материальной оснащенности, преподавательском мастерстве или хотя бы преподавательском стаже профессорско-преподавательского состава. Однако нельзя отрицать, что эти показатели характеризуют университет с определенной стороны. Фактически, мировые рейтинги пытаются оценить научную деятельность и бренды университетов. Брендинг – активно развивающееся направление маркетинга, к примеру, в крупных коммерческих компаниях цена бренда может иногда превышать стоимость всех материальных активов компании. Несомненно, что и для системы образования, для социума показатель популярности университета играет огромную роль.