Найти тему
IxD Capital

Электронная коммерция и ее социальный импакт — какое будущее отрасли?

Оглавление

В современных условиях развития экономики особая роль отводится задачам стимулирования инновационной составляющей предпринимательской деятельности в целях повышения эффективности бизнеса. Одним из современных методов ведения бизнеса выступает электронная коммерция. Электронная коммерция (E-commerce) используется как быстрое средство преобразования мира в информационное общество, расширяет концепцию бизнеса от простого трансакционного подхода к более широкой и сложной концепции межфирменного сотрудничества. На фоне глобализации рынка, растущей взаимозависимости национальных экономик использование электронной коммерции остается важным, но сложным и неуловимым явлением, о его детерминантах мало известно. В деловой среде электронная коммерция добилась значительного прогресса не только в крупных организациях, но и в малых и средних предприятиях.

С появлением Интернет-технологий за последние несколько лет электронная коммерция приобрела большое значение. Активное развитие информационных технологий и сети Интернет создает принципиально новые условия для развития бизнеса. Хотя уровень внедрения электронной коммерции по-прежнему составляет небольшую часть экономики многих стран, многие видят применение электронной коммерции в качестве возможного средства снижения издержек и повышения производительности. Одной из основных проблем развития электронной коммерции является замена традиционного механизма торговли.

За счет появления и развития новых информационных технологий в мировой экономике стремительно развивается новый вид деятельности — электронная коммерция. В общем виде категория «электронная коммерция» относится к сфере экономической деятельности, в которой все финансовые и электронные транзакции осуществляются с использованием современных информационных технологий. Понятие «электронная коммерция» тесно сопряжено с понятием «электронный бизнес» и является его составной частью. Электронный бизнес как экономическая категория подразумевает под собой деловую активность при помощи глобальных информационных и телекоммуникационных сетей с целью получения прибыли.

Основное отличие электронной коммерции от электронного бизнеса заключается в том, что электронная коммерция — это форма осуществления сделок, в то время как электронный бизнес — это основное направление деловой активности предприятия, направленное на преобразование бизнес-процессов деятельности предприятия. Электронная коммерция предполагает существенное преобразование «традиционных» форм предпринимательства. Информационные и интернет-технологии формируют новую внутреннюю культуру бизнеса, способность быстрой адаптации бизнес-модели и стратегии к меняющимся условиям хозяйственной деятельности и новым возможностям, являются ключевыми факторами успеха предприятия в быстро меняющихся условиях интернет-экономики. Следует отметить, что электронная коммерция — это не только применение IT-технологий в традиционной коммерции, а инновационная область коммерческой деятельности, в которой Интернет является средой функционирования коммерческой организации. В настоящее время электронная коммерция активно входит в повседневную жизнь, а в самой ближайшей перспективе такая модель организации деловых связей будет еще более распространенной.

В условиях глобализации рыночной экономики необходимо продвижение инновационных товаров и услуг на мировые рынки электронной коммерции. Многие исследователи считают, что для развития инновационных интернет-площадок необходимо внедрение венчурного и импакт-инвестирования. Еще одним инструментом стимулирования может стать государственно-частное партнерство.

-2

Мероприятия по стимулированию рынка электронной коммерции в отдельно взятой стране

В качестве основных мероприятий по стимулированию рынка электронной коммерции в отдельно взятой стране можно привести следующие:

  • Внесение изменений в ряд нормативно-законодательных актов с целью усовершенствования норм права, что позволит пользователям не бояться заказывать товары с помощью электронных устройств через сеть Интернет и быть уверенными, что их персональные данные не будут разглашены.
  • Обучение квалифицированных кадров в сфере электронной коммерции и бизнеса.
  • Расширение международного сотрудничества на интернет-площадках.
  • Участие в международных торгово-промышленных выставках.
  • Популяризация электронной коммерции среди предприятий и покупателей.
  • Продвижение внутренний товаров на внешние рынки.
  • Совершенствование системы обслуживания клиентов электронной коммерции, в том числе логистического рынка (развязок). То есть необходимо развивать мультиканальные стратегии ритейла на рынке логистики, что позволит клиенту выбрать ту модель заказа, доставки, оплаты, возврата, которая наиболее удобна для него.
  • Создание контролирующих органов.
  • Предоставление льготных налоговых режимов.
  • Развитие складских помещений для интернет-торговли в динамично развивающихся регионах стран, что будет способствовать расширению аудитории за счет жителей удаленных регионов.

Стимулирующая рациональная политика рынка электронной коммерции будет способствовать расширению рынка сбыта товаров/ услуг, развитию взаимоотношений с клиентами, сокращению времени обслуживания клиентов/ обработки запросов, выходу на мировые рынки и др.

-3

Схема взаимодействия между участниками электронной коммерции в развитии инновационной экономики в отдельно взятой стране

Выделяют следующие главные моделям электронной коммерции в сети Интернет:

  • В2С (Business-to-Consumer) — фирма–потребитель;
  • В2В (Business-to-Business) — фирма–фирма;
  • С2В (Consumer-to-Business) — потребитель–фирма;
  • С2С (Consumer-to-Consumer) или Р2Р (Рееr-to-Рееr) — потребитель–потребитель (интернет-банкинг; интернет-трейдинг; интернет-услуги).

В каждой из представленных моделей присутствуют как достоинства, так и недостатки, однако общим является развитие рынка электронной коммерции и, как следствие, получение максимальной прибыли.

Особенность схемы взаимоотношений между участниками процесса электронной коммерции в развитии инновационной экономики заключается во внедрении современного инвестиционного инструментария (инвестиционного налогового кредита). Предоставляя инвестиционный налоговый кредит, государство позволит промышленности наращивать обороты в производстве инновационных товаров/услуг, тем самым пополняя налоговые поступления в бюджет за счет увеличения сбыта инновационных товаров и услуг на электронных интернет-площадках, а также поможет вывести рынок электронной коммерции на новый уровень. Эта схема подчеркивает основную роль государства в развитии рынка электронной коммерции и инновационной экономики, кроме того, демонстрирует, что в современных условиях хозяйствования невозможно развитие экономики инновационного типа без структур бизнеса, так как именно они обладают необходимыми финансовыми ресурсами. Правовое и финансовое сотрудничество между государством и бизнес-структурами будет являться основным источником развития экономики инновационного типа.

Новые тренды, присущие электронной коммерции

В 2019 году рынок темпы роста рынка увеличились относительно предыдущих лет. Ускорение роста рынка обусловлено, в первую очередь, огромными инвестициями крупнейших игроков в рекламу (телевизионную и интернет) и инфраструктуру (склады, “последняя миля”, ассортимент). Вложения крупнейших магазинов и маркетплейсов обусловили ускоренный рост интернет-торговли в 2019 и в 2020 годах за счет притока новых покупателей. Новые покупатели были привлеченны рекламными кампаниями, а также расширяющейся территорией доставки крупнейших игроков.

Кризис 2020 внес дополнительные коррективы в рост интернет-торговли. Data Insight построил прогноз развития интернет-торговли на ближайшие 5 лет с учетом влияния кризиса на рост онлайн-продаж, включая положительные и отрицательные для роста факторы. Средний рост интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) составит 33,2%. За эти годы рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет с 1,7 до 7,2 трлн рублей.

Естественный рост интернет-торговли без учета влияния кризиса (но с учетом инвестиций в интернет-торговлю крупнейших игроков) составил бы 26,6% (CAGR) за этот же период. Прогноз построен через рассмотрение вклада каждого отдельного фактора в рост интернет-торговли с одновременной проверкой взаимного влияния факторов друг на друга.

-4

Факторы, влияющие на дополнительный рост онлайн-продаж в 2020–2024 годах:

  • Новые онлайн-покупатели: месяцы самоизоляции привели в онлайн-покупки миллионы новых покупателей. Большинство новых покупателей после завершения самоизоляции продолжат совершать покупки через интернет.
  • Самоизоляция: потребители, вынужденные сократить свои походы в магазины в период самоизоляции, в течение последних месяцев совершали онлайн больше покупок чем обычно, при этом тратя больше собственных средств. Повышенный спрос в течение последних месяцев 2020 года создаст прочную базу для отрасли электронной коммерции, но в 2021 году пропорционально уменьшит темпы роста.
  • Увеличение частоты покупок в следующие месяцы после самоизоляции: даже после окончания самоизоляции потребители во многих случаях предпочтут онлайн-покупки вместо походов в многолюдные магазины и торговые центры. Предполагается, что этот фактор будет иметь значение в 2020 и 2021 году, после чего перестанет иметь решающее значение.
  • Переход части людей на удаленную работу: по разным оценкам, в результате кризиса 2020 и пересмотра многими компаниями политики работы в офисах, миллионы человек по всему миру перейдут на удаленную работу (включая и новых нанятых сотрудников, которые сразу будут работать удаленно). Сотрудники на удаленной работе частично переместятся из крупнейших городов в более мелкие, что даст дополнительный стимул для роста интернет-торговли, так как привычный ассортимент станет недоступным.
  • Рост онлайн-продаж FMCG: за счет ускоренного роста спроса и предложения в период самоизоляции и после него. Уже сейчас видны потоки значительных инвестиций и быстрое развитие новых игроков на рынке онлайн-продаж FMCG, включая продажу продуктов питания. Эти категории в первой половине 2020 года выросли в 4,3 раза , а суммарный рост за весь 2020 год составит еще почти 3,5 раза.

Падение покупательской способности и потребительской активности — негативный фактор снижения объема потребления. По различным оценкам, он оказывает влияние только на показное/премиальное потребление среднего класса. Обычное потребление растет за счет каннибализации оффлайн-продаж. За счет небольшой доли онлайн-продаж этот рост пока очень мало подвержен влиянию колебаний спроса в кризис.

Социальный импакт электронной коммерции

Кроме всех экономических благ, которые приносит обществу электронная коммерция, стоит обратить внимание и на социальные блага — эта отрасль изменит и преобразит современное общество как таковое. Социальные факторы играют критическую роль в развитии экономики, а в случае с электронной коммерцией — предоставляют этой отрасли простор для деятельности, так как без общественного движения данные технологии не будут внедрены в структуры ведения бизнеса и повседневную жизнь. Глубокое понимание социальных процессов необходимо для расчета рисков в отрасли электронной коммерции и прогнозирования ее дальнейшего пути и темпов развития.

Анализ социального импакта от внедрения технологий электронной коммерции затруднен скоростью изменений, присущих этой отрасли, а также барьерами на пути сбора качественных и достаточных данных о темпах роста отрасли и внедрении новых технологий.

Компьютерные и информационные технологии оказывают серьезное влияние на укрепление социальной инфраструктуры, в том числе, в сфере образования, медицины, науки и других областях. Бизнес старается использовать технологии электронной коммерции наиболее широко, выделяя большую часть бюджета на внедрение и разработку технологий, за которыми стоит будущее.

Подробнее:

https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/236588526334.pdf?expires=1597310778&id=id&accname=guest&checksum=AD17C1C71A176C0931C6313ECEEB2604

https://www.forbes.com/sites/louiscolumbus/2020/04/28/how-covid-19-is-transforming-e-commerce/#6ea4879d3544

https://medium.com/@tomik99/ecommerce-trends-for-2019-what-to-invest-in-16d3119bc45b

https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024

Автор: Бестужева Ника, IxD Capital

Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “IxD Capital | Impact Channel”: https://t.me/ixdnews

#ixdcapital #электронная коммерция #электронный документооборот #инновации #банки #технологии #электронная торговля #электронные услуги #социальные выгоды #социальное воздействие