От могилы Ноя (ссылка в конце поста) я побрёл к вокзалу - по родным кварталам отца азербайджанской нации. Семья Алиевых происходила из под Сисяна по ту сторону Зангезурских гор, но где-то в первородном хаосе Гражданской войны бежала сюда от дашнаков. С приходом советской власти отец устроился работать на железную дорогу да переселился поближе к ней, и вот в доме на улице Пушкина 10 мая 1923 года у него родился четвёртый сын Гейдар.
Поэтому здесь - начало проспекта Алиева, школа №1 имени Алиева, да и просто у этой низины уж очень, я бы даже сказал, противоестественно ухоженный вид. Под грозовым небом в этих пустых и чистых улицах чудится что-то зловещее:
А под ними столь же пустые, отделанные мрамором переходы, и кажется, что выйдешь ты из них не к тротуару на другой стороне, а куда-то по ту сторону декораций:
К счастью, за этим благообразием скрываются не ловушки Шайтана, а всего лишь старое доброе раздолбайское Закавказье с хаосом балконов и самодельных пристроек. В Нахичевани таких видов очень мало, и смотрятся они как локоть белой накрахмаленной рубашки, внезапно лопнувший по дороге на важную встречу:
А над всем этим висит крепость, и лишь на фотографии я различил кусок глинобитной стены ниже каменных башен. Проём рядом с ним был известен как "каменная ловушка" - самое уязвимое место крепости, прорвав которое, враг попадал в узкий коридор, простреливаемый со всех направлений:
Кадр выше снят уже с привокзальной площади, которую отмечают роскошная, хотя и маленькая, водонапорка да грозный Бабек - богатырь из Ардебиля, возглавивший в начале 9 века грандиозное антиисламское восстание, охватившее весь Исторический Азербайджан. Происходил он из народа азери, от которого остались нынешние талыши, а большая часть стала азербайджанцами, перейдя на тюркский язык. По вере же Бабек был хуррамит - средневековая Персия изобиловала различными сектами, в которых чаще всего причудливо сплетались и смешивались в разных пропорциях зороастризм, манихейство, христианство и ислам.
Хуррамиты верили в вечное противостояние Света и Мрака, но подобно одному восточно-европейскому народу в 21 веке, то и другое отождествляли с политикой: Халифат для них был империей Дьявола, а значит единственным путём к спасению было низвергнуть её или погибнуть в бою. Однако и мрачными фанатиками хуррамиты не были - собственно, само название их веры значит "счастье", а мусульмане как их главные враги в своих хрониках регулярно писали о феерических хуррамитских попойках и оргиях. Бунтовали против арабов обычно разрозненные антиисламские силы, и для хуррамитов это восстание было не первым, однако на этот раз они были его движущей силой.
Участвовали в восстании Бабека натурально миллионы людей, сам он встал вровень с великими полководцами древности, ну а крови с обеих сторон был пролит океан - одних только жертв репрессий, которые хуррамиты устраивали на подконтрольных землях, оценивают числом в двести тысяч. Халиф Мамун, сын Гаруна аль-Рашида, так и не смог справиться с повстанцами, хотя пять раз посылал против них войска, а вот сменивший его на багдадском троне брат Мутасим призвал на помощь Хайдара ибн Кавуса из Согдианы, афшина (наместника) Устурушаны.
В опустошённой десятилетием восстания земле он взял Бабекову крепость Базз измором. Сам Бабек ушёл в Арцах, где судьбу азербайджанского героя оборвал армянин: старый друг, князь Сахл Смбатян и самопровозглашённый царь Шеки, предал Бабека и выдал арабам на казнь. Центром хуррамитского восстания были горы Арасбаран за Араксом, ну а Нахичевань - совсем рядом с этим центром, и потому Бабек здесь самый популярный исторический персонаж после Гейдара Алиева. Вот только почему памятник именно на вокзале?
Железная дорога в Нахичевань пришла в 1908 году с севера - по сути это та же линия из Тбилиси, на которую нанизаны Ахтала и Алаверди, Ванадзор, Гюмри, Сардарапат и грузовая станция Масис (тогда Улуханлу) в предместьях Еревана. Первые 6 лет уездный город был конечной, но в 1914 году в соседней Джульфе рельсы пересекли Аракс - линия была продлена до Тебриза, став первой железной дорогой Персии.
Наконец, в 1941 году была законченная сквозная железная дорога вдоль Аракса, связавшая Ереван и Баку, и в войну по ней исправно возили спасительные грузы - иранский канал ленд-лиза по своему масштабу уступал лишь тихоокеанскому. Полвека спустя магистраль изрубил на куски Карабахский конфликт, и если со стороны Еревана её хотя бы теоретически ещё возможно восстановить, то в Карабахе пути не только разобраны, но и затоплены новым водохранилищем. Линия в пределах Нахичеванской республики теперь полностью изолирована от постсоветских железных дорог...
...но - не от железных дорог Ирана! И очень странно, что линия до сих пор не перешита на стефенсонскую колею: с этого вокзала раз в неделю отправляется (по крайней мере по состоянию на доковидную эпоху) поезд с, пожалуй, самым необычным на постсоветских железных дорогах маршрутом Нахичевань-Мешхед. Укомплектованный по привычным стандартам, по привычным путям он проходит всего полсотни километров, меняет колёса в Джульфе - а дальше ещё 2000км по Ирану, через Тебриз, Казвин и стольный Тегеран, в далёкий Мешхед, святой город шиитов.
Когда достроят железную дорогу между Астарой и Рештом, вполне может появиться и поезд Нахичевань-Баку, а сейчас, в теории, до столицы можно доехать по рельсам "улиточкой" через Горган, Туркмению, Новый Узень, станции Казахстана и Астрахань. В чужих путевых заметках я читал ещё и о поездах, курсирующих внутри Нахичеванской автономии, причём не банальных электричках, а вагонах с самодельной компоновкой салона под старым электровозом. Но "на местности" не нашёл ни их расписания, ни людей на станции, понимавших хоть слово по-русски. Изящный модерновый вокзал Нахичевани я застал наглухо запертым, и лишь расписание мешхедского поезда высмотрел через стекло. Рядом - такие же породистые пакгаузы
И даже - старенький гидрант. Чем-то неуловимым рельсовая Нахичевань напоминает ныне ликвидированные японские линии Сахалина.
За вокзалом - путейский квартал, во всей Нахичевани пожалуй самый неухоженный и мрачный:
С жутковатыми подъездами:
Но не лишённой изящества архитектурой домов:
И понемногу переходящий в привычное нахичеванское благообразие:
Здесь же - какая-то фабрика с дореволюционной трубой в пристанционной промзоне:
На главной улице низины я приметил ресторан, куда и зашёл. И хотя он соответствовал всем критериям правильной азербайджанской чайханы, я остался совершенно разочарован - тут, конечно, накормили куда как лучше, чем в Иране, и для России или Средней Азии было бы вполне на уровне, но Азербайджан не зря запомнился мне страной, где лучше всего кормят. Однако - не в Нахичевани: заведений общепита здесь мало, и все остальные, куда я заходил, оказались ещё хуже. Зато в едаленке из трёх столиков близ автовокзала радушный хозяин подал мне турецкий дёнер бесплатно.
Подгорные кварталы, не считая висящей над ними мечети, вряд ли сильно изменились со времён детства Гейдара:
Но впереди на косогоре Ханский дворец и мавзолей Момине-хатун: