Коронавирус и всемирный карантин поставили перед нами вопросы, которыми общество потребления не задавалось уже много лет. Способно ли это испытание трансформировать сектор автобизнеса, как изменится клиент и насколько быстро сеть ЕвроАвто реагирует на вызов — об этом рассуждает руководитель СТО франчайзинговой сети ЕвроАвто Михаил Петров.
Пандемия - повод поддержать коллектив
Как сейчас обстоят дела на рынке авторемонтных услуг, а также в сегменте продажи запасных частей? Как вы можете оценить последствия коронавирусных ограничений?
Резкие изменения курса валют, обвал нефти, падение покупательной способности, пандемия и последняя капля — принудительное закрытие на неделю — всё это, казалось, нанесет непоправимый ущерб авторынку. Бизнес уже никогда не будет прежним, так как мир изменился. Но в сети ЕвроАвто спад по СТО оказался не многим более 5-7% в сравнении с 2019 годом. Мы уверенно набираем обороты и сейчас находимся в зоне стабилизации, несмотря на то, что в апреле и мае работали с закрытыми торговыми залами.
Лично я спокоен и вижу свою главную задачу в том, чтобы сохранить коллектив, который складывался годами. Сложнее всего - восполнить высокопрофессиональную команду. Поэтому, как социально-ориентированная сеть, мы финансово поддержали всех специалистов. Неожиданно для самих себя, многие менеджеры даже переквалифицировались в доставщиков запчастей. В период пандемии произошла трансформация бизнес-процессов и людей.
Кузница кадров - Академия ЕвроАвто - не прекращала свою работу ни на день. В моменты, когда розничная сеть была закрыта, мы всячески обучали сотрудников для поддержания их оптимизма, лояльности и повышения квалификации. Активно внедряли образовательные методы онлайн, проводили планёрки, семинары и столы диагностов, используя IT-технологии.
Коронавирус загнал нас в цифровое будущее, клиенты изменили стратегию выбора и покупки. Мы поняли, что завтра наиболее успешными будут те, кто готов быстро внедрить онлайн-оплату и экспресс-сервис на СТО (бесконтактный приём и выдачу автомобиля), организует свою службу доставки, и тем самым позволит покупать клиенту без посещения магазина. Большую часть работы можно выполнять удаленно.
Именно в эти сложные времена профессиональное сообщество сплотилось для решения совместных задач. На волне общих проблем возникло несколько некоммерческих профессиональных объединений. Одним из них стал "Союз Автосервисов", в который вошли и многие участники франшизной сети ЕвроАвто. Первым заметным политическим успехом стало обсуждение в Общественной Палате РФ в июле 2020г изменений в Техническом Регламенте. Объединению удалось обратить внимание законодателей на социальную значимость предлагаемых правок и повлиять на конечный текст документа. Цель - привести его в соответствие с реалиями. Возможно, дальнейшая жизнь отрасли также будет связана с профессиональными Союзами. Это логично и эффективно, когда профессионалы не ждут "упавших на голову" законов, а сотрудничают в процессе их разработки.
Апокалипсис или повод для развития?
Какие прогнозы вы делаете по дальнейшему развитию событий и итогам 2020 года, какими будут показатели?
Апокалипсис не случится. Курс национальных валют и акций компаний станет ровнее, и дальше, как ни раз происходило в истории, произойдет медленный отскок на исходные позиции. Разумеется, не всем компаниям удастся выжить. Но для ЕвроАвто - это не причина, а повод. Автомобиль - самое безопасное место в период карантина, поэтому наша отрасль продолжает работать и будет актуальна всегда.
Ждем новый виток развития
Какие меры поддержки от производителей и дистрибьюторов были бы для вас наиболее полезны?
Наши поставщики поддержали нас и выделили финансы на средства индивидуальной защиты. В сети ЕвроАвто до сих пор соблюдают все санитарные и эпидемиологические нормы для сотрудников и клиентов. Любой кризис – возможность помочь друг другу. Некоторые производители сделали дополнительные скидки и отсрочку на поставку товара. Поскольку покупательская способность падает, нам бы хотелось и в дальнейшем видеть такого рода помощь. Это позволит сохранить прежнюю маржинальность.
Сейчас нам грех жаловаться. Да, стали меньше зарабатывать, но не перестали же. Важно, что сеть ЕвроАвто продолжает свое развитие, у нас есть стратегия по расширению. Пандемия остановила наши планы по развитию сети. Но с тех пор мы уже запустили несколько крупных предприятий, и эта практика будет только поддерживаться. За спадом нас ожидает новый виток развития, и мы к нему готовы.
Якушина Мария,
PR-специалист ЕвроАвто