Найти тему
Субъективный путеводитель

От Хабаровска до Биробиджана. Пейзажи еврейской глубинки.

От Хабаровска до Биробиджана - всего пара часов пути, и мы решили проделать этот путь на электричке, отправляющейся с хабаровского вокзала не то чтобы часто, но в довольно удобное время. Еврейская автономная область начинается сразу за мостом через Амур. Другой стороной этот самый маленький регион Дальнего Востока (36 тыс. квадратных километров - уровень среднерусских областей) упирается в горы Большого Хингана, но здесь - лишь амурские прерии, специфически местных ландшафт, этакая болотистая степь с высокими травами, за которой видны утыканные ветряками фуюаньские сопки.

Примерно в часе пути от Хабаровска на север уходит линия в Комсомольск-на-Амуре и Ванино. Её первая станция Волочаевка-2 с деревянным вокзалом располагается в стороне от Транссиба:

-2

А несколькими километрами западнее встречает собственно Волочаевка (1,1 тыс. жителей), крупное село, основанное в 1908 году переселенцами с Кубани. Её вокзал совсем невзрачен, но зато с железной дороги прекрасно видна сопка со странным названием Июнь-Корань, увенчанная чем-то странным. Ведь прежде "штурмовых ночей Спасска" были "Волочаевские дни": 5-14 апреля 1922 года здесь решался исход войны за Дальний Восток. "Розовым" (как называли ДВРовцев - всё же республика была не совсем "красной") противостояли ещё не "чёрные" (марионеточно-монархическая Земская рать), а вполне себе "белые", победа над которыми далась Василию Блюхеру совсем не легко. Центром созданного белыми Волочаевского укрепрайона и была Июнь-Корань, господствующая над плоской безлесной равниной:

-3

На её вершине уже в 1928 году был установлен монумент, олицетворяющий белую глыбу и попирающего её красноармейца. Изваял это всё венгерский интернационалист Алексей Бодоньи-Нандор. участник того боя, после осевший учителем труда в хабаровской школе. Внутри Белой глыбы - музей, но с 1992 года он законсервирован: проще говоря, в здании замурованы двери и окна, от чего оно стало ещё страннее. Ещё там есть братская могила 118 красноармейцев (из нескольких тысяч бойцов, погибших с обеих сторон), кенотаф Блюхера (1970), оступившегося в итоге на озере Хасан, и часовенка с удивительным посвящением иконе "Умягчение злых сердец" (2012). До Волочаевки и были у нас билеты, но я понял, что по осени мемориал на Июнь-Корани и с поезда прекрасно виден:

-4

Однако от Волочаевки до Биробиджана билет, купленный нами у кондукторши, оказался вдвое дороже, чем от Хабаровска до Волочаевки, и хотя напрашивается тут шутка про скупого Рабиновича, на самом деле всё вполне объективно: по времени Волочаевка - середина пути, а вот по километрам дай бог четверть. По дороге - посёлок Смидович (4,7 тыс. жителей), встречающий живописными, видимо довоенными промышленными корпусами:

И неожиданно удачной Покровской церковью (2015) у путей:

В Еврейском регионе, где есть посёлки с названиями типа Бирафельд или Валдгейм, Смидович кажется собратом Рабиновича, да и родом этот старый большевик был из Полесья. Но происходил Пётр Гермогенович из белорусских дворян, а улица его имени есть, например, в Нарьян-Маре: просто Смидович активно участвовал в организации национальных автономий. Умер он своей смертью в 1935 году, за пару лет до неизбежного ареста, и потому название, данное посёлку годом ранее, уже не уходило с карт. Первоначально же основанный в 1910 году посёлок назывался Ин (ладно хоть не Аут!), и это имя сохранила станция: