Местность, ограниченная Лиговским проспектом, Старо-Невским проспектом, рекой Невой и площадью Александра Невского долгое время носила совершенно уникальное для Петербурга название - Пески.
И действительно, когда-то на этой территории находилась песчаная гряда, протянувшаяся вдоль Лиговского проспекта и доходившая до Суворовского проспекта, Невы и далее по Охте. Гряда являлась отложением бывшего на этом месте моря. Именно от песчаной гряды и берет свое начало этимология названия.
Некогда район Песков был самой высокой местностью в центре города, он никогда не затапливался при наводнениях. Сегодня мы бы сказали, что он располагается на месте Советских (ранее Рождественских улиц).
Приглашаем совершить небольшую летнюю прогулку по старинному району Петербурга в сопровождении старшего научного сотрудника музея Сергея Подлесного.
В XVIII веке на этом месте возникла слобода, получившая название Рождественская, по имени некогда существовавшего здесь храма Рождества Богородицы. Улицы, проходившие около храма стали называться Рождественскими.
Первая приходская деревянная церковь, освященная в честь Рождества Христова, появилась на Песках еще в 1753 году. От названия храма произошли названия десяти Рождественских улиц, а также всей слободы, которая стала называться Рождественской частью (районом).
С ростом населения Рождественской части церковь перестала вмещать всех желающих, из-за чего в 1781 году было начато строительство большого каменного храма. Автором проекта стал Пётр Егоров, известный по строительству церкви св. Екатерины в эстонском Пярну и соавторству знаменитой ограды Летнего сада. Новая Рождественская церковь была завершена в 1787 году. Тогда же был освящён придел во имя Всех Святых, а годом позднее — придел Рождества Богородицы. Главный же Рождественский придел был освящён только в 1798 году.
Церковь была снесена в 1934 г., на ее месте до начала 2010-х гг. находился сквер. В 2014-м было получено разрешение на воссоздание храма на прежнем месте. 17 февраля 2018 года был освящен закладной камень храма. А в самом начале 2020 г. храм открылся и начались службы.
Одним из заметных явлений дореволюционного Петербурга было наличие большого количества монастырских подворий. 38 русских монастырей имели в столице свои представительства. Подворья зачастую являли собой целые архитектурные ансамбли, которые не только украшали петербургские улицы, но и оказывали общекультурное влияние на горожан – знакомили с монастырскими традициями, приобщали верующих к монастырскому богослужебному уставу.
И следующая наша остановка у величественного здания подворья самого Афонского монастыря, освященного 22 декабря 1892 митрополитом Палладием (Раевым).
Судьба монастырских подворий после революции была печальной. Все они были закрыты. Возрождение монастырских подворий началось спустя много десятилетий, уже в 1990-е гг. Причем сложилась очень интересная ситуация: иногда подворья возрождались на своих исторических мечтах, в исторических зданиях, там, где они некогда и находились. В других же случаях, если это было невозможно в силу ряда причин, для подворий подыскивались иные помещения. Удивительно, но факт, что до революции знаменитейший Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь не имел своего представительства в Петербурге. Сегодня же его подворье, открывшееся в Петербурге в 2003 г., располагается в цокольном этаже простого доходного дома.
На пути нашей небольшой прогулки еще одно монастырское подворье. Подворье монастыря забытой иконы, которого сейчас уже не существует.
Построен храм, освященный в честь Шестоковской иконы Божьей Матери, в 1897–1900 гг. при вновь образованном подворье Шестоковского Вознесенского женского монастыря - небольшого монастыря в Тверской губернии. 26 февраля 1900 г. епископом Гдовским Вениамином при участии о. Иоанна Кронштадтского освящен главный алтарь.
В 1932 г. храм был закрыт и лишен куполов. В 1993 г. частично передан грузинской общине. Вновь освящен 19 мая 2002 митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Последняя остановка нашего маршрута - это здание, которое в 1915 г. для своей штаб-квартиры выкупило Императорское Православное Палестинское общество. Главным вдохновителем и инициатором создания его в 1882 г. был известный государственный и общественный деятель Российской империи Василий Николаевич Хитрово, который смог привлечь к работе по его созданию Великого князя Сергия Александровича, обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и графа Е.В. Путятина.
Основными задачами Общества были содействие паломничеству на Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительное сотрудничество с народами стран Библейского региона.
Население Песков в XVIII веке было очень неоднородным. Ближе к Александро-Невской лавре селились артели плотников и столяров, выписанных для строительства обители. О них напоминают некоторые названия улиц – Новгородская, Старорусская. По соседству с мастеровыми, на Песках расположилась военная слободка, где жили солдаты армейских и гвардейских полков. О них напоминают Саперный и Артиллерийский переулки. Самыми экзотическими обитателями Песков были персидские слоны, жившие на Слоновьем дворе, расположенном недалеко от современной гостиницы «Октябрьская». Здесь, кстати, можно упомянуть, что проложенный в 1730-1740-х гг. Суворовский проспект до начала XX века назывался Слоновьей улицей. А был он переименован в связи с 200-летним юбилеем Петербурга.
Общественная жизнь, всего этого людского многообразия концентрировалась вокруг Конного базара на месте нынешнего сквера имени Чернышевского и Мытного двора так же Пески были богаты на разнообразные торговые ряды.
В 1918 году Рождественские улицы были переименованы в Советские. Это название они сохраняют и по сей день.
P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, авторам статьи приятно, что вы оценили их труд. Пишите в комментариях, о каких районах Петербурга вы хотели узнать!